Размер шрифта: Цвета:

Данные по анкетированию

  

Аналитическая справка по результатам опроса молодежи по вопросам применения инструментов НСК для планирования профессионального и карьерного развития

Национальным агентством развития квалификаций совместно с Региональным институтом кадровой политики Иркутской области, был актуализирован и запущен опрос молодежи (студентов ПОО и ОО ВО) по вопросам применения инструментов НСК для планирования профессионального и карьерного развития

Актуальность исследуемой проблемы: Всего каких-нибудь десять лет назад главными проблемами профориентации в нашей стране было отсутствие к ней государственного и общественного внимания и – как следствие – глубокий дефицит ресурсов. Как метко высказался в те годы один из экспертов, «профессиональная ориентация – нелюбимая падчерица управленческих структур». Прошло не так уж много времени, и ситуация кардинальным образом изменилась. Изменились и проблемы. Профориентация стала модной и повсеместной, и её новая беда в том, что её теперь слишком много. Среда профессионального самоопределения во многих регионах и городах страны стала разнообразной и насыщенной, но этим дело пока и ограничивается – до системности и качества пока ещё далеко. По существу, мы получили эклектичный набор разнородных, не связанных друг с другом и часто дублирующих друг друга профориентационных практик, одновременно реализуемых самыми разными субъектами, операторами и провайдерами. В некоторых крупных городах обилие и откровенная бестолковость множества профориентационных мероприятий начинает создавать ощущение «мусорного океана». В профориентационной жизни ребёнка и его родителей откровенно устаревшие форматы профориентационной работы перемешаны с инновационными. Но чаще всего получается так: устаревшие – для всех, инновационные – для тех, кто уже и так самоопределился, и кому профориентация, в общем-то, больше не требуется. На вопрос «а зачем это всё?» часто нет никакого внятного ответа. Одни фрагменты профориентационной среды заточены на текущие кадровые потребности местной экономики, но при этом «не видят» человека и перспектив его развития. Другие, наоборот «видят» только человека-клиента, но не видят экономики. Третьи ориентированы на умозрительный проект будущего и оторваны от реальности. Несмотря на всеобщие разговоры про «инновационность», в профориентационной работе с детьми и молодёжью имеется выраженный дефицит новых идей. Почти везде он гораздо острее, чем дефицит ресурсов. Может быть, государство и выделяло бы больше средств на профориентацию, если бы оно понимало, на что именно их надо выделять. Некоторые школы продолжают бесплодные (и по этой причине бесплатные) попытки построить профориентационную работу на основе классных часов, факультативных учебных курсов и разного рода диагностических методик, не понимая при этом, что причина неэффективности – не в качестве методик, а в качестве самого подхода. Конечная цель школьной профориентации – не разовая помощь в профессионально-образовательном выборе 9- или 11-классника, а подготовка обучающегося к самостоятельному и осознанному социально-профессиональному самоопределению. И это самоопределение ему придётся совершать не раз и не два, а постоянно на протяжении всей жизни, причём в условиях высокой степени неопределённости. Вряд ли тут помогут рефераты и классные часы «о профессиях», диагностические тестирования, дни открытых дверей, и тому подобные разовые мероприятия. Скорее всего, требуется нечто иное: собственный практический опыт профессионального самоопределения, осмысленный сначала при помощи педагогов, а потом и самостоятельно.

Цель исследования: выявление осведомленности молодых людей о содержании трудовых функций профессиональной деятельности по осваиваемой профессии; возможностях трудоустройства; траекториях профессионального и карьерного развития, в том числе с применением ресурсов национальной системы квалификаций (далее – НСК).

Объект исследования: применение инструментов НСК для планирования профессионального и карьерного развития студентов ПОО и ОО ВО ИО.

Предмет исследования: информированность студентов о содержании трудовых функций профессиональной деятельности по осваиваемой профессии; возможностях трудоустройства; траекториях профессионального и карьерного развития, в том числе с применением ресурсов НСК.

Задачи исследования:

  • сбор статистических данных об осведомленности молодежи о содержании трудовых функций профессиональной деятельности по осваиваемой профессии; возможностях трудоустройства; траекториях профессионального и карьерного развития, в том числе с применением инструментов НСК;
  • анализ динамики осведомленности молодежи о содержании трудовых функций профессиональной деятельности по осваиваемой профессии; возможностях трудоустройства; траекториях профессионального и карьерного развития, в том числе с применением инструментов НСК;
  • подготовка предложений по организации работы с молодежью по формированию и развитию их карьерных устремлений с использованием наиболее эффективных методов.

Время проведения: опрос был проведен в период с 15 декабря 2020 года по 31 декабря 2020 года.

Выборочная совокупность: в качестве респондентов в исследовании приняли участие 3983 человека из 10 субъектов Российской Федерации.

Метод сбора информации: анкетный опрос в режиме онлайн, анонимно, на сайте Базового центра Национального агентства развития квалификаций. Студентам предлагалось анонимно ответить на 25 вопросов, которые были расположены в следующей последовательности:

  1. В каком Федеральном округе Вы проживаете?

Проведенный анализ результатов анкетирования показал, что из 3983 респондента, принявших участие в опросе, указали:

  • Сибирский федеральный округ: 30% (1195) - Иркутская область.
  • Приволжский федеральный округ: 18% (717) - Республика Татарстан
  • Уральский федеральный округ: 16% (637) - Челябинская область -
  • Северо-Западный федеральный округ: 9% (358) - Санкт-Петербург -
  • Центральный федеральный округ: Воронежская область - 8% (319); Липецкая область - 6% (239);
  • Северо-Западный федеральный округ: Республика Карелия - 5% (199), Ленинградская область - 4% (159).
  • Южный федеральный округ: Волгоградская область - 2% (80)
  • Центральный федеральный округ: г. Москва -  2% (80)

 

  1. Укажите ваш пол.

Результаты опроса показали, что большинство опрошенных студентов мужского пола, а именно - 60,5% (2410), остальные 39,5% (1573) - женского пола.

  1. Укажите Ваш возраст.

Значительный процент от общего числа опрошенных студентов, находятся в возрастной категории от 18 до 22 лет, а именно 62% (2469) от общего числа опрошенных. До 18 лет – 34% (1354), а старше 22 лет, оставшиеся 4% (159).

  1. Какое профессиональное образование Вы получаете? Выберите и дополните один или несколько вариантов, указав профессию (специальность, направление подготовки).

Подавляющее большинство опрошенных студентов - 90% (3545) ответили, что получают среднее профессиональное образование по специальности. 6% (239) ответили, что получают профессиональное обучение по профессии. 2% (80) ответили, что получают высшее образование – бакалавриат по направлению подготовки. 1% (40) - получает высшее образование – специалитет по специальности. 0,5% (20) получает высшее образование - аспирантура по направлению подготовки. 0,5% (20) - высшее образование - магистратура по направлению подготовки.

  1. Что повлияло на Ваш выбор обучения по данной профессии (специальности)?

На этот вопрос самым распространённым стал ответ -  родители/друзья/учителя/родственники, что составило 41% (1633). 30% (1195) студентов ответили, что на выбор обучения повлияло случайное стечение обстоятельств. У 15% (597) респондентов был свой ответ. 10% (398) студентов, на выбор профессии/специальности, повлияла информация из интернета, ТВ. А 4% (159) опрошенных ответили, что на их выбор повлияла семейная традиция.  Полученные результаты подтверждают тезис: родители и другие близкие члены семьи являются доминирующим фактором, определяющим профессиональный выбор ребенка (по данным российских исследований, эта ситуация характерна для 50-80 % семей). Избыточное родительское давление на подростка в процессе его профессионального самоопределения, как правило, обусловлено невротическими факторами, такими как родительские страхи и тревога о будущем ребенка, в сочетании с устаревшими, мифологическими и деформированными представлениями о мире труда и профессий, искаженными ценностными основаниями собственной профессиональной деятельности. Кроме этого, данные отражают возрастные особенности респондентов: несмотря на выраженное стремление к самостоятельности в принятии решений, они во многом зависимы от взрослых и нуждаются в их помощи и поддержке.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: 1. недостаточно решаются задачи подготовки растущего человека к самостоятельному, осознанному и ответственному профессиональному выбору и к более широко понимаемому профессиональному самоопределению как построению и освоению образовательной и карьерной траектории. 2. В анкете, в перечне ответов необходимо разводить референтные группы: семья- родственники и школа- колледж-техникум как представителей разных социальных институтов, использующих разные инструменты профориентации.

  1. Из каких источников Вы узнали об особенностях своей профессии (специальности)?

Опросник предусматривал пять вариантов ответа: книги/учебники/статьи/фильмы, общение с близкими, специальные сайты, профессиональный стандарт и свой ответ. Самыми популярными стали ответы - общение с близкими 38% (1513), специальные сайты 32%. Книги/учебники/статьи/фильмы, выбрали 15% (597) студентов, а из профессионального стандарта узнали об особенностях своей профессии - 11% (438) опрошенных студентов. Свой ответ написали всего 4% (159) студентов.

Полученные статистические данные являются подтверждением необходимости создания так называемой образовательной профориентации - комплекса программ и проектов, которые должны быть введены в массовую образовательную практику и направлены на формирование у всех обучающихся особых умений и компетенций, необходимых для социально-профессионального самоопределения. Консультативная и образовательная профориентация – две равноценных ветви региональной системы поддержки профессионального самоопределения детей и молодёжи, каждая из которых имеет своё место и свои функции. По мнению специалистов ФИРО РАНХИГС, в большинстве регионов первая из них функционирует более или менее успешно, решая свои, довольно ограниченные задачи; вторую же ещё только предстоит создать. При этом важно, чтобы консультативная профориентация, с её привычными формами и методами работы, не подменяла собой образовательную профориентацию. Основные инструменты консультативной профориентации – диагностика и консультирование. Они адекватно работают в кабинете профконсультанта, в работе с клиентом, озаботившимся своим профессиональным выбором. Но при попытках их переноса в пространство образовательных организаций эти инструменты обессмысливаются, потому что они не нацелены на получение образовательных результатов, не готовят человека к самостоятельному и ответственному самоопределению в сложных и динамичных условиях.

  1. Какие преимущества даст Вам в будущем ваша профессия (специальность)?

26% (1035) студентов считают, что будущая профессия (специальность) даст им такое преимущество как востребованность на рынке труда, 24% (956) считают, что их профессия (специальность) в будущем обеспечит им стабильный доход, 21% (836) студентов полагает, что их будущая профессия (специальность) связана с интересной деятельностью. Эти три ответа набрали наибольший процент, среди опрошенных студентов. 14% (558) обучающихся ответили, что в дальнейшем они не планируют работать по своей профессии (специальности) после окончания обучения. 13% (518) студентов рассчитывают на карьерный и/или профессиональный рост в своей будущей профессии (специальности). Так же, 2% (80) опрошенных, предоставили свой ответ. Мотивы выбора профессии у 63 % респондентов носят рациональный, прагматичный характер (востребованность на рынке труда, стабильный доход, карьерный рост). Лишь четвертая часть студентов отметили интересный вид деятельности. Достаточно много студентов не планируют работать по специальности.

  1. Кем Вы сможете работать после получения диплома по вашей профессии (специальности)?

 При ответе на этот вопрос, были упомянуты 7 профессий. Так же, можно было указать свой вариант ответа, большинство студентов, воспользовались этим вариантом – 61,3% (2441). Из 7 профессий, которые были указаны, студенты выбрали: сварщик – 13,5% (538); повар – 13,1% (522); воспитатель – 2,3% (92); учитель начальных классов – 1,8% (72); электрик – 1,2% (48); программист – 1,1% (44); автомеханик – 1% (40).

  1. Что Вы планируете делать после получения диплома (для юношей - без учета службы в армии)?

Большая часть опрошенных ответили – работать по специальности (46% - 1833 студента). А также были ответы: продолжить обучение (36% - 1434 студента), работать по другой специальности (12,4% - 494 студента), свой ответ дали – 5,6% (223 студента).

  1. Какая квалификация Вам будет присвоена после окончания обучения?

Из общего количества опрошенных студентов, на этот вопрос ответили 98,4% (3919) из них 1% (40) не знают о том, какая квалификация будет присвоена после окончания обучения, а 1,6% (64) пропустили вопрос. Результаты ответов выглядят следующим образом. О том, какая квалификация будет присвоена после окончания обучения – 36,3% (1446) студентов ответили, что после окончания обучения им будет присвоена квалификация техник; 12,1% (482) ответили, что их квалификация после обучения, это учитель начальных классов. Студенты, которые прошли опрос, так же, дали такие ответы как: Специалист (10,1% - 402), повар (8,9% - 354), повар-кондитер (1,6% - 64), сварщик (1,4% - 56), автомеханик (1,2% - 48) и воспитатель (1,1% - 44). Свой ответ дали 24,7% (984 студента) респондентов.

  1. Что, с Вашей точки зрения, повышает конкурентоспособность выпускника на рынке труда?

На этот вопрос, большая часть опрошенных студентов, а именно – 45,1% (1796), ответили, что конкурентоспособность выпускника на рынке труда повышает диплом техникума/колледжа. Другие ответы выглядят следующим образом: 19,9% (793) от общего числа опрошенных, ответили, что конкурентоспособность выпускника повышает свидетельство о квалификации. 14,2% (565) считают, что - характеристика выпускника. 11,7% (466) ответили, что портфолио выпускника повысит его конкурентоспособность на рынке труда, а 9,1% (362) ответили, что диплом не важен. Ответы студентов подтверждают спрос на специалистов со средним профессиональным образованием, диплом техникума/колледжа позволит успешно трудоустроиться по специальности/профессии. Например, по данным Минтруда и занятости Иркутской области наиболее востребованными профессиями (специальностями) на рынке труда Иркутской области в январе 2021 года были рабочие профессии: водитель автомобиля;

монтажник; бетонщик; арматурщик; облицовщик-плиточник; штукатур; маляр; машинист экскаватора; машинист бульдозера;

 электрогазосварщик; сварщик арматурных сеток  каркасов;

 рабочий строительный; подсобный рабочий; подсобный рабочий; электромонтажник по силовым сетям и электрооборудованию;  грузчик; отделочник железобетонных изделий;

уборщик производственных и служебных помещений;

 комплектовщик; разнорабочий; монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций; каменщик; повар; плотник ;отделочник железобетонных изделий;

кассир; машинист насосных установок; ревизор

упаковщик; газосварщик; электромонтажник по распределительным устройствам;

 монтажник металлорежущего и кузнечно-прессового оборудования. 

  1. Планируете ли Вы пройти независимую оценку квалификации?

30,5% (1216) студентов, ответили, что обязательно пройдут независимую оценку квалификации; 25,1% (1000) опрошенных планируют пройти независимую оценку квалификации, в том случае, если за них заплатят. 5,5% (219) дали свой вариант ответа и оставшиеся 38,9% (1549) студентов не знают, что такое независимая оценка квалификаций. Для четвертой части опрошенных студентов НОК является не доступной по стоимости предоставляемой услуги. Большой процент респондентов не знают о такой процедуре.  

  1. Какие трудовые функции в соответствии с профессиональным стандартом вы будете выполнять на рабочем месте?

87,2% (3473) студентов перечислили основные функции, которые будут выполнять на рабочем месте, по завершению обучения, а 12,8% (510) затруднились ответить. Результат, в 2020 году, значительно лучше, чем в опросе, который прошел в 2019 году. В 2019 году смогли перечислить свои трудовые функции в соответствии с профессиональным стандартом, только 9% (358) опрошенных студентов.

  1. Какие ограничения есть для допуска к работе по вашей профессии (специальности)?

Респонденты ответили следующим образом: у 38,5% (1533) студентов должны быть хорошие медицинские показатели, только в этом случае они смогут трудоустроится по своей профессии/специальности. 35,8% (1426) ответили, что у них нет никаких ограничений, для того чтобы работать по своей профессии/специальности. Для 10,9% (434) опрошенных, ограничением станет дополнительное обучение, а 12% (478) студентов указали, что для трудоустройства по специальности нужно достичь определенного возраста. Свой ответ дали 2,8% (111) респондентов.

  1. В каком регионе Вы бы хотели работать? Выберите и дополните один ответ, указав название региона.

Ответы на этот вопрос выглядят следующим образом. Наибольший процент опрошенных студентов – 60,6% (2114), ответили, что хотели бы работать в регионе, в котором проживают, а 18% (717) студентов, хотели бы работать в другом регионе. Есть студенты, которые планируют переехать за границу и это – 12,5% (498). Оставшиеся 8,9% (354) опрошенных, планируют работать в регионе, в котором обучаются, но не проживают. Большой процент желающих работать в регионе, в котором проживают свидетельствует с одной стороны, о социально-экономическом развитии регионов, предоставляющим возможность построения карьеры на малой родине. С другой стороны, о низком уровне территориальной мобильности молодых людей, получающих среднее профессиональное образование, неуверенности в успешности при переезде на другое место жительства.

16. В каком городе или сельской местности Вы бы хотели работать?

На этот вопрос было 9 вариантов ответа.

23,1% (920) респондентов ответили, что хотят работать в Москве или в Санкт-Петербурге.

18,4% (733) студентов имеют желание работать в крупном городе (с населением 250 тысяч – 1 млн. жителей). Хотелось бы работать в «городе-миллионнике», что подразумевает, город в котором проживают более 1 миллиона жителей - так ответили 16,5% (657) респондентов. В большом городе (с населением 100 - 250 тысяч жителей), планируют работать 16,4% (653) студентов, участвовавших в опросе. В среднем или малом городе, или поселке (с населением до 100 тысяч жителей), хотели бы работать - 11,2% (446) опрошенных.

Результаты, с наименьшим процентом выбора со стороны респондентов: студенты, которые хотели бы работать вахтовым методом, периодически возвращаясь в родной город (село) – 5,7% (227); студенты, которые планируют работать в среднем или малом сельском поселении (с населением до 1 тысячи человек) – 3,1% (123), такое же количество студентов- 123, хотели бы работать в крупном сельском поселении (с населением свыше 5 тысяч жителей); самый небольшой процент респондентов, указали, что хоте ли бы работать в большом сельском поселении ( с населением от 1 до 5 тысяч жителей), что составило 2,3% (92) опрошенных студентов.

  1. В какую организацию Вы хотите трудоустроиться?

Рассчитывают на стабильность 37,9% (1509) студентов, которые хотят и планируют работать в государственной организации. Есть студенты, которые хотят работать самостоятельно, открыть собственное дело и заниматься бизнесом – такой ответ дали 25,7% (1024). 24,9% (992) респондентов, хотели бы работать в коммерческой организации, а 9,1% (362) планируют работать как самозанятый (фрилансер). Свой ответ дали всего 2,4% (95) опрошенных студентов. Несмотря на то, что уровень предпринимательской активности молодёжи, по данным Ассоциации молодых предпринимателей России, невысок — бизнесом занимается всего около 4% молодых граждан, — в последние несколько лет интерес молодёжи к своему делу медленно, но растёт. Рост интереса к предпринимательской деятельности растет, в том числе, за счет развития IT технологий. Для работы в этом сегменте не всегда нужен большой стартовый капитал, не нужны затраты для содержания офиса, есть возможность работать удаленно.

  1. Какие источники вы будете использовать для написания резюме?

Большая часть респондентов, предпочтут обратиться к рекрутинговым сайтам (hh.ru, superjob.ru, Работа в России и.т.д.), таких 47,3% (1884) студентов. К консультациям hr-специалиста, обратились бы 19,4% (773) студентов, а книги и учебные пособия, выбрали 18,9% (753) опрошенных. Был вариант ответа-видеохостинг youtube.com, его выбрали 10,4% (414) студентов и свой ответ дали 4% (159) от общего числа респондентов. Молодые люди хорошо ориентируются в многообразии рекрутинговых сайтов, которые содержат готовые шаблоны резюме и бесплатные консультации специалистов. Вопрос обучения написания резюме входит в программу «Конструктор карьеры» для студентов ПОО.

  1.  Что для Вас важно при трудоустройстве?

Респондентам было предложено выбрать из 6 вариантов ответа, но в этом вопросе, одному студенту можно выбратьнесколько (не больше 2-х) вариантов ответа. Результаты получились следующими. Наибольший процент опрошенных считают заработную плату главным аспектом при трудоустройстве, исходя из этого, результаты опроса показывают, что ответ -  достойный уровень з/п, выбрали 53,8% (2143) студентов. Для 24,7% (984) важна возможность карьерного роста, а для 10,7% (426) - возможность научиться новому.

Реже выбирали варианты ответа: социальный пакет – 3,8% (151), близость к дому – 2,4% (95) и наличие знакомых – 1,1% (44), а свой ответ дали 3,5% (139) студентов.

  1. Какая должность по вашей профессии (специальности) служит для Вас целью карьерного роста?

Этот вопрос, так же, как и предыдущий, пропустила большая часть студентов – 77,6%. Общее количество студентов, ответивших на вопрос составило 22,4% (892).

Из вариантов ответа были: директор, этот вариант ответа выбрали 4,1% (163); мастер, так ответили 2,2% (88); целью стать начальником, стоит у 1,8% (72); не знаю – 2,1% (84). Варианты ответа, такие как: сварщик - 1,8% (72), шеф повар - 1,6% (64), инженер - 1,5% (60), руководитель - 1,4% (56), программист - 1,3% (52) и свой ответ дали – 4,6% (183) респондентов.  В 22 вопросе, наоборот, четко прослеживается желание построения карьеры. В вопросе 24, почти 25 % опрошенных отметили важность карьерного роста.

  1.  Как Вы планируете продвигаться по карьерной лестнице?

Стать высококлассным специалистом хотят 41,4% (1649) студентов, свой бизнес хотят иметь 22,4% (192) опрошенных, стать руководителем высокого уровня хотят 18,1% (721), стать руководителем среднего уровня - 9,2% (366), а стать самозанятым (фрилансер)- 6,7% (267) и свой ответ дали 2,2% (88) респондентов.

  1. Укажите, пожалуйста, на какую заработную плату Вы будете ориентироваться при трудоустройстве?

На этот вопрос было предложено 6 вариантов ответа. Большинством студентов, были выбраны варианты ответа: 31-50 тыс. руб. – 31,7% (1263) и 51-100 тыс. руб. – 30,2% (1203).

На заработную плату в размере более 100 тыс. руб. будут ориентироваться -17,8% (709) студентов при трудоустройстве, а на 18-30 тыс. руб. - 11,4% (454). На заработную плату до 17 тыс. руб., согласятся всего 0,9% (36) респондентов. 8% (319) - затруднились ответить на этот вопрос.

  1.  Если бы существовало интерактивное руководство по планированию карьеры Вы бы им воспользовались?

Положительно на этот вопрос ответили 71,6% (2852) респондентов, свой ответ дали 1,5% (60), а те, кто не знает или не хотел бы воспользоваться интерактивным руководством по планированию карьеры, оказалось 26,9% (1071).

  1.  Если Вы хотите получать анонсы мероприятий и материалы по теме конструирования карьеры, то укажите Ваш эл. адрес.

Последним в анкете стал вопрос о рассылке анонсов мероприятий и материалов по теме конструирования карьеры. Он никак не повлиял на результаты опроса, так как большая часть респондентов пропустили данный вопрос.

Вывод:

Таким образом, данные полученные в результате исследования, позволяют сделать ряд выводов, характеризующих уровень осведомленности студентов о возможностях трудоустройства, профессионального и карьерного развития. Большинство студентов указали верно профессию и специальность, а также квалификацию, которая будет им присвоена по завершению обучения. Кроме того, стоит отметить, что большая часть опрошенных смогли перечислить свои основные трудовые функции (87,2%), это говорит о том, что они имеют знания о специфике своей будущей профессиональной деятельности и предстоящей им работе, а также иллюстрирует улучшение ситуации по сравнению с 2019 годом, когда на данный вопрос смогли дать ответ только 9%.

Вопросы, представленные в опросе 2019 года, имеют значительное отличие от вопросов, заданных респондентам в 2020 году. В связи с этим для сравнительного анализа показателей 2019 года и 2020 года были выделены 3 основных вопроса. Согласно ответам респондентов, можно увидеть какое влияние оказывает реализация проекта «НСК – Конструктор карьеры» на процесс профессионального самоосознания студентов и формирование траектории их дальнейшего карьерного развития. А также можно сделать вывод, что проекты, реализованные в образовательных организациях всех 10 субъектов, положительно влияют не только на ответы студентов, но и на их понимание о выбранной профессии/специальности и о карьере в целом.

Если мы говорим о данных, которые дают нам представление о том, как видят свое будущее студенты, то в целом ситуация получилась достаточно неплохой: у респондентов есть представление о том, в какой сфере они могут трудоустроиться, на какую должность они могут претендовать с полученным документом об образовании. Результаты ответов на вопрос, касающийся размеров заработной платы, говорят о том, что у молодежи преобладают идеалистические представления о будущей профессии, трудовой и профессиональной карьере.

Кроме того, стоит отметить, что инновационные формы по планированию карьеры, например, интерактивное руководство, могут быть не известны и не понятны для респондентов. В связи с этим данный вопрос нуждается в проработке и проведении разъяснительных мероприятий по использованию интерактивных форм планирования карьеры.

Проведенныйопрос в целом отражает степень информированности молодежи о профессиональной деятельности, их осведомленности о дальнейшей работе и ее специфике. Результаты данного анкетирования могут лечь в основу развития проекта АНО НАРК «НСК – Конструктор карьеры» и других региональных проектов.

 

В сентябре-октябре 2019 года было проведено анкетирование студентов учреждений среднего профессионального образования, в котором приняли участие 14 регионов. Цель анкетирования – выявление осведомленности студентов о содержании трудовых функций профессиональной деятельности по осваиваемой профессии; возможностях трудоустройства; траекториях профессионального и карьерного развития, в том числе с применением ресурсов НСК.

Задачи анкетирования:

  • сбор статистических данных об осведомленности молодежи о содержании трудовых функций профессиональной деятельности по осваиваемой профессии; возможностях трудоустройства; траекториях профессионального и карьерного развития, в том числе с применением инструментов НСК;
  • анализ динамики осведомленности молодежи о содержании трудовых функций профессиональной деятельности по осваиваемой профессии; возможностях трудоустройства; траекториях профессионального и карьерного развития, в том числе с применением инструментов НСК;
  • подготовка предложений по организации работы с молодежью по формированию и развитию их карьерных устремлений с использованием наиболее эффективных методов.

Анкетирование было анонимным и проходило в онлайн-режиме. Студентам предлагалось ответить на 20 вопросов, из которых 13 – с вариантами ответов и 7 – с открытой формой ответов, позволяющей студентам дать развернутый ответ. Всего в опросе приняло участие 6646 респондентов из 14 регионов Российской Федерации: Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Краснодарский край, Красноярский край, Ставропольский край, Белгородская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Курская область, Челябинская область, Забайкальский край.

Проведенный анализ результатов анкетирования показал, что из 6646 студентов, принявших участие в опросе, 5748 (86,5%) верно указали наименование профессии/специальности, по которой обучаются в образовательном учреждении, 897 (13,5%) – не смогли правильно указать название профессии/специальности.

Подавляющее большинство опрошенных студентов – 4778 (71,90%) указали квалификацию, которая будет присвоена по завершении обучения верно. 1535 (23,10%) – квалификацию указали не верно, 66 (4,99%) – не смогли ответить на вопрос. Но только 43,2 % респондента смогли перечислить те функции, которые им предстоит выполнять на рабочем месте после завершения обучения.Это свидетельствует о том, что только половина студентов имеет качественное представление о предстоящей профессиональной деятельности. Так, респонденты, обучающиеся по профессии «Повар, кондитер» на вопрос «Какие основные трудовые функции Вы сможете выполнять на рабочем месте по завершении обучения?» дали ответы, формулировка которых в значительной степени отличалась от наименований трудовых функций повара четвертого уровня квалификации «Подготовка инвентаря, оборудования и рабочего места повара к работе», «Приготовление, оформление и презентация блюд, напитков и кулинарных изделий». Примеры ответов студентов: «Варить. Печь. Готовить сладости и т.д. Печь хлеб и делать макароны. Готовить. Готовить на кухне. Работать в ресторане. Приготовление блюд. Приготовление блюд, напитков, шоколадных изделий. Готовить еду»).



4413 (66%) опрошенных верно определили, что профессиональный стандарт – это документ, раскрывающий цель вида профессиональной деятельности, выполняемые трудовые функции, требования к необходимому образованию, опыту практической работы, знаниям и умениям, 1954 (29%) – ответили на данный вопрос не верно и 279 (4,21%) затруднились дать ответ.

Значительное количество студентов знает, что такое «центр оценки квалификаций» – 4272 (64,28%) респондентов верно отметили, что это организация, которая в соответствии с законодательством проводит независимые профессиональные экзамены. 2092 (31,48%) из общего числа опрошенных ответили не верно, 282 (4,24%) затруднились дать ответ.

3942 (59,32%) опрошенных верно отметили, что независимая оценка квалификации – это процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или иным квалификационным требованиям. 2344 (35,27%) человека дали не верные ответы, 357 (5,38%) не смогли дать ответ на этот вопрос.

Подавляющее число респондентов 54,05% в качестве источника информации отметили преподавательский состав своих образовательных учреждений. 15,75% опрошенных узнали информацию, которая помогала отвечать на вопросы, во время прохождения практики, 9,43% нашли информацию в Интернете, 9,13% указали родителей, 6,37% опрошенных обозначили профессиональный стандарт как источник информации и 5,27% ссылаются на иные источники.

Большая часть студентов владеет информацией об особых условиях допуска к работе. В качестве особых условий допуска к работе по профессии/ специальности 3460 (52,07%) участников опроса отметили медицинские противопоказания, 1847 (27,80%) не смогли ответить на вопрос в силу неосведомленности, 561 (8,45%) выделили соблюдение требований к безопасности труда, 360 (5,43%) отметили наличие справки об отсутствии судимости, 162 (2,45%) – наличие группы допуска, 129 (1,94%) – документ о квалификации, 96 (1,44%) – возрастной ценз (не моложе 18 лет).

Ведущими отраслями на предприятия которых студенты готовы трудоустроиться были названы: 382 (5,75%) – машиностроение, 370 (5,57%) – строительство, 367 (5,52%) – транспорт, 349 (5,26%) – ЖКХ, 304 (4,53%) - сфера услуг, 288 (4,34%) – пищевая промышленность, 283 (4,26%) - электроэнергетика, 226 (3,40%) – образование, 224 (3,37%) – информационные технологии, 220 (3,35%) – добывающая промышленность, 216 (3,25%) - сельское хозяйство, 197 (2,97%) – легкая промышленность, 177 (2,66%) – металлургия, металлообработка. Планируют открыть собственное дело 8% респондентов.

Как источники от которых получили информацию студенты вновь выделяет преподавателей – 3389 человек, что составляет 51,66% от общего числа опрошенных, 1261 (18,67%) получили информацию во время прохождения практики, 813 (12,24%) – от родителей, 742 (7,42%) – через Интернет, 541 (5,41%) – называют другие источники, 286 (4,30%) – из профессионального стандарта.

Как показывают данные анкетирования студенты осведомлены о возможных местах трудоустройства, уровне заработной платы для начинающего рабочего/специалиста. Например, 3300 (49,65%) студентов определили размер реальной заработной платы начинающего специалиста в диапазоне от 18 до 30 тысяч рублей, 1842 (18,42%) – в диапазоне до 17 тысяч рублей, 1126 (16,94%) – 31-50 тысяч рублей, 451 (6,79%) – 51-100 тысяч рублей, 297 (4,48%) – более 100 тысяч рублей и 247 (3,72%) опрошенных затруднились дать ответ.

Источником информации о размере заработной платы студенты вновь называют преподавателей 1988 (29,92%), 1369 человек (20,60%) отмечают, что «сами знают», 963 человека (14,49%) нашли информацию на сайтах вакансий, 765 студентов (11,51%) узнали о размере зарплаты от наставников на производственной практике, 704 человека (10,60%) – от родителей, 811 (8,11%) – от работодателей и 208 респондентов (3,13%) получили информацию от сотрудников центров занятости.

Исследование показало, что молодые люди мало информированы о возможностях профессионального и карьерного развития, слабо ориентируются в требованиях работодателей, не всегда могут четко перечислить основные функции, которые им предстоит выполнять на рабочем месте. К сожалению, в образовательных организациях пока не сложилась системная работа по ознакомлению студентов с инструментами Национальной системы квалификаций и их использованию в проектировании профессионального развития.