Размер шрифта: Цвета:

II Межрегиональная научно-практическая конференция «Агробизнес-образование: воспитание гражданина, труженика села, рачительного хозяина земли»

7 декабря 2022

Любовь к земле, преданность своей Родине, верность долгу - эти качества всегда являлись составляющими богатства России. Испокон веков на Руси ценился труд земледельца. А люди, работающие на ней, пользовались всеобщим уважением. Их недаром называли и называют по сей день кормильцами страны. Это – очень высокое и почетное звание. Плодами их труда ежедневно пользуется каждый человек. Сельскохозяйственное производство имеет огромное значение для благополучия и процветания нашей Родины. Крестьянский труд - не просто вид деятельности. Это образ жизни, требующий полной самоотдачи, это судьба. Меняются эпохи, но значимость работы аграриев только возрастает.

6 декабря 2022 года прошла II Межрегиональная научно-практическая конференция «Агробизнес-образование: воспитание гражданина, труженика села, рачительного хозяина земли».

География Конференции обширна: г. Москва, Краснодарский край, Приморский край, Забайкальский край, Ставропольский край, Республика Мордовия, Республика Карелия, Республика Калмыкия, Республика Бурятия, Республика Татарстан, Удмуртская республика, Республика Саха(Якутия), Ростовская область, Свердловская область, Новосибирская область, Вологодская область, Калужская область, Тамбовская область, Ярославская область, Оренбургская область, Архангельская область, Амурская область, Челябинская область, Иркутская область.

Трансляция конференции прошла на платформе ZOOM для спикеров Конференции и канале YouTube для участников Конференции в качестве слушателей.

В работе Конференции приняли участие более 200 представителей из 25 субъектов Российской Федерации. 

С пленарными докладами выступили: 

  • Кожарина Марина Александровна, заместитель министра сельского хозяйства Иркутской области; 
  • Гончаров Анатолий Анатольевич, Врио директора ФГБУ "Агентство развития сельских территорий", Министерство сельского хозяйства РФ; 
  • Михилев Анатолий Васильевич, генеральный директор национального союза селекционеров и семеноводов (НССиС), д,э,н., профессор, «Формы взаимодействия НССиС с агрошколами Иркутской области»; 
  • Махнёв Николай Аркадьевич, руководитель национального проекта "Сельские школы России". «Почему надо быть в проекте?»; 
  • Чернигова Дина Рашитовна, декан агрономического факультета ФГБОУ ВО Иркутский государственный аграрный университет им. А.А.Ежавского, «Организация и формы взаимодействия сельского населения в рамках агробизнес-образования с Иркутским государственным аграрным университетом»; 
  • Самодурова Вера Геннадьевна, заведующая кафедрой развития воспитательных систем ГАУ ДПО ИО Региональный институт кадровой политики и непрерывного профессионального образования», «Современные воспитательные системы: проблемы и перспективы»; 
  • Канавина София Сергеевна, председатель общественной организации Иркутской области «Противодействие социально-негативным явлениям», «Работа с детьми группы риска».

В ходе пленарного и секционных заседаний обсуждались вопросы:

  • воспитательная система современной школы: проблемы и перспективы;
  • агробизнес-образование как условие профессионального самоопределения выпускников сельской школы;
  • формирование социальных компетенций у сельских школьников в условиях агротехнологического образования;
  • школа-центр воспитания рачительного хозяина земли с использованием технологии агробизнес-образования;
  • воспитание ремеслом;
  • школа агробизнеса – вектор инновационного развития;

В ходе Конференции было представлено 69 докладов, секционные заседания по направлениям:

  • Секция 1: «Повышение заинтересованности молодежи в получении профессионального образования по специальностям и профессиям, ориентированным на обеспечение устойчивого развития сельских территорий»;
  • Секция 2: «Создание условий получения профессиональных знаний и трудовых навыков на базе предприятий аграрного сектора, профессиональных образовательных организаций для последующего решения проблемы кадрового дефицита в сельской местности»;
  • Секция 3: «Формирование воспитательной среды, ориентированной на формирование базовых ценностей рачительного хозяина земли»;
  • Секция 4: «Формирование воспитательной среды, ориентированной на формирование базовых ценностей рачительного хозяина земли».  

Участники Конференции, обсудив заявленные в программе мероприятия вопросы, сформулировали следующие выводы: 

1. Сельская школа – важный компонент российской системы образования, которая сохраняет значительные возможности влияния на социализацию выпускника сельской школы, а через него – и на формирование всего сельского социума, основу которого в будущем должны составлять жители, активно влияющие на производственную, бытовую и информационную культуру села. Школа на селе – центр социума, центр развития территории, точка роста села. 

2. Образовательный потенциал «Агрошкол» непосредственно связан с широким спектром новых профессий, необходимых агропромышленному комплексу.  Существенные изменения содержания в аспекте профилизации заключаются в том, что обучающиеся знакомятся с профессиями «Атласа новых профессий», в том числе ориентированными на современное сельское хозяйство, с IT-профессиями в АПК. Следует отметить, что для развития аграрной профильной направленности с учетом ФГОС среднего общего образования необходимо создание современной образовательной среды, в первую очередь обеспечение учебным комплексом – профильным оборудованием. Атлас новых профессий называет системное мышление одним из самых востребованных навыков будущего, оно невозможно без креативности и умения критически оценивать информацию. Современные работодатели говорят, что развитые гибкие компетенции для них важнее, чем навыки, которые непосредственно связаны с деятельностью в той или иной сфере. 

3. Современное российское село находится на пороге серьезных преобразований во многих сферах жизнедеятельности, поэтому оно остро нуждается в притоке молодых, работоспособных, квалифицированных специалистов. Школа и социум несут большую ответственность перед своими воспитанниками за их будущее. В новых социально-экономических условиях сельские дети должны не только получать первые навыки работы на земле, но и учиться эффективно хозяйствовать на ней; они должны уметь оценивать результаты своего труда как морально, так и материально. 

4. Грамотная организация педагогического процесса, талантливые и заинтересованные учителя, наличие новых учебных пособий – всё это, несомненно, играет главенствующую роль при выполнении образовательных и воспитательных функций. А для успешного функционирования образовательного учреждения сегодня все большее значение приобретает развитие взаимодействия с социальными партнерами, местным социумом, общественными организациями. Социальное партнерство для школы – это сотрудничество школы, бизнеса, власти, различных общественных институтов и структур, местного сообщества ради достижения общественно значимого результата. Расширяя круг социальных партнёров, мы ориентируемся на общность форм, видов и содержание деятельности, на совпадение интересов в образовательной политике и ее результатов.      

5. Воспитание гражданина, труженика села, рачительного хозяина земли является одной из важнейших государственных задач, стоящей перед современной системой образования. Школа, реализующая агробизнес-образование, способствует воспитанию настоящих хозяев земли, развитию личностного потенциала каждого обучающегося, профессионального самоопределения путем вовлечения в активный образовательный и производственный процессы, получению практического опыта.

Также по итогам проведенных пленарных, секционных заседаний участниками отмечено, что содержание учебной и воспитательной работы должно способствовать осознанному выбору профессии, отвечающей способностям и интересам обучающихся, формированию у них представлений о рынке труда, востребованности и перспективах профессий в сфере сельского хозяйства, качествах современного профессионала.

Секция 1: "Повышение заинтересованности молодежи в получении профессионального образования по специальностям и профессиям, ориентированным на обеспечение устойчивого развития сельских территорий"

Модератор: Измайлова Татьяна Владимировна, заместитель директора Регионального института кадровой политики

  • Лисицына Маргарита Станиславовна, учитель русского языка и литературы; Свешникова Валентина Геннадьевна, учитель ОБЖ, МОУ "Едогонская СОШ", Тулунский район, Иркутская область, «Повышение заинтересованности жителей Тулунского района и села Едогон в получении профессионального образования по специальностям и профессиям, ориентированным на обеспечение устойчивого развития сельских территорий, через проведение мероприятий воспитательного характера»;
  • Ефлова Зинаида Борисовна, д.п.н., исполнительный директор Ассоциации сельских школ Республики Карелия; старший методист Центра развития образования Петрозаводского городского округа, Общественное профессиональное педагогическое объединение "Ассоциация сельских школ Республики Карелия", «Регионализация профильного образования в сельской (негородской) школе»
  • Самсонова Елена Николаевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, МОБУ Середкинская средняя общеобразовательная школа, Боханский район, Иркутская область, «Агробизнес-образование как условие профессионального самоопределения выпускников сельской школы»;
  • Гофарт Ирина Викторовна, директор муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Кировский сельский лицей" Городовиковского района Республики Калмыкия, «Агробизнес-образование в условиях сетевого взаимодействия»;
  • Гурьянова Анастасия Андреевна, заведующий лабораторией структурного подразделения "Научно-учебная лаборатория "Агрокуб" МБОУ "СШ № 1 г. Вельска" имени Г.Д. Карпеченко", Архангельская область, «Профессиональные пробы как способ развития профессионального самоопределения школьников в системе естественнонаучного дополнительного образования на примере научно-учебной лаборатории «Агрокуб»;
  • Замарацкая Наталья Викторовна, учитель начальных классов, муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Балаганкинская основная общеобразовательная школа Усть-Удинского района, Иркутская область, «Формы работы с учащимися по профориентации»;
  • Тарасенко Инга Васильевна, учитель технологии МОУ, Кимильтейская СОШ, Зиминский район, Иркутская область, «Формирование агробизнес-компетенций для самореализации обучающихся на территории своего села»;
  • Ембулаева Светлана Ганидиновна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 13 им. В.В. Горбатко, Гулькевичский район, Краснодарский край, «Молодой аграрий - будущее региона»
  • Ткач Наталья Юрьевна, учитель биологии, МБОУ "Пряжинская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Марии Мелентьевой", Республика Карелия, «Школьное лесничество как форма профориентационной работы с детьми, или «Всё новое – это хорошо забытое старое»;
  • Ситникова Раиса Фёдоровна,  учитель биологии МБОУ "Новокарьгинская средняя общеобразовательная школа", Краснослободский муниципальный район, Республика Мордовия, "Агропрофильные курсы в школе как средство повышения заинтересованности молодежи в получении профессионального образования по специальностям и профессиям, ориентированным на обеспечение устойчивого развития сельских территорий";
  • Тыртышная Ольга Павловна, директор; Дунаева Светлана Васильевна, заместитель директора по УВР; Колеватова Елена Анатольевна, заместитель директора по УВР; Черных Ольга Николаевна, заместитель директора по ВР, МОУ ИРМО "Оекская средняя общеобразовательная школа", Иркутский район, Иркутская область, «Агрокласс - как одна из форм интеграции общеобразовательной и профильной подготовки обучающихся школ»;
  • Мурзаева Наталия Владимировна, директор, МБОУ ВМР "Огарковская средняя школа имени М.Г. Лобытова", Вологодский район, Вологодская область, «Профориентационная работа со школьниками в формате устойчивого развития сельской территории»;
  • Багдуева Евгения Ильинична, заместитель директора по воспитательной работе, учитель русского языка и литературы, МБОУ "Хохорская СОШ", Боханский район, Иркутская область, «Профессиональное самоопределение сельских школьников на базе МБОУ «Хохорская СОШ»;
  • Житова Наталья Михайловна, директор; Давыдкина Екатерина Анатольевна, учитель биологии, МБОУ СОШ №49 г. Слюдянки, Иркутская область, "Выращивание рассады с помощью аквапоники";
  • Соломаха Ольга Викторовна, директор; Губкина Светлана Анатольевна, заместитель директора по УВР МБОУ, «СОШ №12» г. Байкальск, Слюдянский район, Иркутская область, «Вертикальное растениеводство»
  • Тюрина Анна Викторовна, директор; Золотова Наталия Владимировна, руководитель центра образования "Точка роста", муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №10", Иркутская область, «От агрокласса до агробизнеса в школе №10 г. Байкальска».

Секция 2: "Создание условий получения профессиональных знаний и трудовых навыков на базе предприятий аграрного сектора, профессиональных образовательных организаций для последующего решения проблемы кадрового дефицита в сельской местности"

Модератор: Марченко Татьяна Анатольевна, старший методист ресурсно-методического центра агробизнес-образования Регионального института кадровой политики

  • Палкина Светлана Александровна, директор МАОУ СОШ №137 Свердловской области, «Реализация сетевого проекта «Агрошкола. Новый формат социальной экосистемы»;
  • Шарафеев Ильдус Анварович, руководитель учебного центра, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Матюшинская средняя общеобразовательная школа " республики Татарстан, «Организация учебного центра при средней общеобразовательной школе»;
  • Рогачёва Екатерина Валентиновна, директор школы, МОБОУ СОШ им. М. К. Янгеля п. Березняки, Нижнеилимский район, Иркутская область, «Школа агробизнеса – вектор инновационного развития»;
  • Корчевая Наталья Викторовна, директор МКОУ Тулинская СОШ, Куйтунский район, Иркутская область, "Время будущего.  Взаимодействие школы с социальными партнерами как одно из условий   развития села";
  • Серова Светлана Валерьевна, директор, МБОУ "Буретская СОШ", Боханский район, Иркутская область, «Формирование образовательного пространства через непрерывное агробизнес-образование в соответствии с требованиями законодательства и с учетом потребностей села»;
  • Кузнецова Елена Ивановна, заместитель директора по учебно-методической работе, учитель английского языка, МБОУ СОШ № 13 им. В.В. Горбатко, Гулькевичский район, Краснодарский край, «Сетевое взаимодействие по агротехнологическому направлению как один из способов ранней профориентационной работы с обучающимися»;
  • Курчевенко Татьяна Юрьевна, заместитель директора МКОУ ЦО «Альянс» п. Харик, Куйтунский район, Иркутская область, «Воспитание рачительного хозяина своей земли в условиях сельской школы»;
  • Берденникова Ирина Александровна, директор школы, учитель биологии, муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Дальнезакорская средняя общеобразовательная школа Жигаловского района, Иркутская область «Модель реализации инновационного проекта агробизнес-образования «Возрождение»;
  • Мельникова Наталья Владимировна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бажирская основная общеобразовательная школа, Заларинский район, Иркутская область, «Моё село - моё богатство»;
  • Чибиряк Ирина Ивановна, учитель информатики МБОУ СОШ № 9 с. Кипарисово, Надеждинский район, Приморский край, «Используемые формы взаимодействия с профессиональными образовательными организациями»;
  • Хоренова Генриетта Андреевна, учитель русского языка и литературы МБОУ Боханская СОШ №2, Боханский район, Иркутская область, "Элементы профориентационной работы на уроках русского языка и развития речи";
  • Вахрамеева Вероника Юрьевна, учитель логопед; Хорёнов Александр Матвеевич, учитель истории, МБОУ "Хохорская СОШ", Боханский район, Иркутская область, «Формы организации непрерывного агробизнес-образования в МБОУ «Хохорской СОШ»;
  • Баранникова Аюна Евгеньевна, учитель начальных классов, Шаргаева Валентина Вахрамеевна- учитель начальных классов МБОУ "Хохорская СОШ", Боханский район, Иркутская область, "Профориентация на уроках начальной школы".

Секция 3: "Формирование воспитательной среды, ориентированной на формирование базовых ценностей рачительного хозяина земли"

Модератор: Самодурова Вера Геннадьевна, заведующий кафедры развития воспитательных систем Регионального института кадровой политики

  • Эгго Анна Леонидовна, директор, Вологжина Евгения Владимировна, учитель начальной школы, руководитель направления агробизнес- образования МБОУ "Усть-Удинская СОШ № 2", Усть-Удинский район, Иркутская область, «Юные аграрии МБОУ «Усть-Удинская СОШ № 2», Первые шаги»;
  • Модонова Надежда Николаевна, учитель МОУ Корсукская СОШ, Эхирит-Булагатский район, Иркутская область, "Формирование базовых ценностей рачительного хозяина земли";
  • Тарбеева Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ Тугутуйская СОШ, Эхирит-Булагатский  район, Иркутская область, «Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы как средство формирования воспитательной среды, ориентированной на формирование базовых ценностей рачительного хозяина земли»;
  • Гапеевцева Евгения Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ "Икейская СОШ", Тулунский район, Иркутская область, «Использование потенциала уроков литературы для воспитания рачительного хозяина земли»;
  • Теренникова Юлия Олеговна, учитель физики, МБОУ Боханская СОШ N2, Боханский район, Иркутская область, «Формирование чувства хозяина земли у подростков через вовлечение в социально активную деятельность»;
  • Маринченко Светлана Владимировна, директор; Роденюк Ольга Викторовна, учитель начальных классов; Швед Юлия Викторовна, учитель, МКОУ "Тарминская СОШ", Братский район, Иркутская область, «Первые шаги в развитии Агроэкологии»;
  • Топченюк Ирина Александровна, заведующий; Мазенова Наталья Валерьевна, воспитатель, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска, детский сад №178, "Экологическая тропа" как средство формирования экологической культуры, сознания и мышления в дошкольном возрасте»;
  • Тарасевич Татьяна Сергеевна, заместитель заведующего по воспитательной работе МКДОУ "Детский сад "Тополёк"; Нефедьева Любовь Владимировна, воспитатель МКДОУ детский сад "Капелька", «Модель работы по проекту "Питомник - сад";
  • Холодкова Любовь Георгиевна, директор МБОУ "Русско-Янгутская СОШ", Осинский район, Иркутская область, «Школа - центр воспитания рачительного хозяина земли с использованием технологии агробизнес - образования»;
  • Шоболова Мария Ивановна, советник директора по воспитательной работе и работе с детскими общественными объединениями, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Хохорская средняя общеобразовательная школа", Боханский район, Иркутская область, «Формирование агрокомпетенций у младших школьников во внеурочной деятельности»;
  • Зарубина Екатерина Сергеевна, заместитель директора по УР, МКОУ "Кежемская СОШ", Братский район, Иркутская область, "Пришкольный участок, как окно в будущее";
  • Попович Татьяна Александровна, учитель начальных классов, муниципальное общеобразовательное учреждение "Икейская средняя общеобразовательная школа", Тулунский район, Иркутская область, «Внеурочная деятельность обучающихся как средство воспитания в системе агробизнес-образования»;
  • Суровцева Татьяна Анатольевна, директор, МКОУ "Иргейская СОШ", Нижнеудинский район, Иркутская область, «Формирование профессионального самоопределения обучающихся в рамках реализации проекта «Агробизнес-образование»;
  • Луговская Елена Викторовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 13 им. В.В. Горбатко, Гулькевичский район, Краснодарский край, «Хозяин своей земли. Формирование базовых ценностей»;
  • Студнева Олеся Андреевна, учитель начальных классов, методист МАОУ "Татановская СОШ" - ресурсный центр Агробизнес-образования, Тамбовская область, «Реализация агробизнес-образования в начальной школе в МАОУ «Татановская СОШ»;
  • Светлана Юрьевна Фетисова, учитель начальных классов, МОУ Тугутуйская СОШ, Эхирит-Булагатский район, Иркутская область, «Агробизнес -образование в рамках урочной деятельности младших школьников»;
  • Тарасова Анна Михайловна, учитель биологии и географии; ДворецкийКонстантин Юрьевич, заместитель директора по УВР, учитель информатики, МКОУ "Криволукская СОШ им.Героя Советского Союза Тюрнева П.Ф.", Иркутская область, «Создание пространства личностно-ориентрованного развития школьников через внедрение модели проекта агрошкола «Сила Киренской земли».

Секция 4: "Формирование воспитательной среды, ориентированной на формирование базовых ценностей рачительного хозяина земли"

Модератор: Хохрякова Олеся Николаевна, директор МБОУ Холмогойская СОШ Заларинского района Иркутской области

  • Сафонова Светлана Ивановна, заведующий МБДОУ "Детский сад №13 "Ласточка", Иркутская область, "Маленький хозяин земли";
  • Стафейкова Виктория Сергеевна, директор, муниципальное казённое общеобразовательное учреждение "Толвуйская средняя общеобразовательная школа", Медвежьегорский район,  Республика Карелия, «Трудовой отряд школьников: полезный опыт и первая зарплата»;
  • МитыповаЕлена Николаевна, заместитель директора ГБУ ДО "Ресурсный эколого-биологический центр Республики Бурятия", город Улан-Удэ, Республика Бурятия, «О проблемах и перспективах развития агроэкологических объединений школьников Республики Бурятия в целях подготовки будущих кадров для агропромышленного комплекса «Агроклассы»;
  • Данилова Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы, методист; Чернова Марина, учитель физики, руководитель проекта ЗЕЛЁНЫЙ ЩИТ, муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 142, Свердловская область, «Экологическая тропа как один из важных ресурсов воспитания патриота и гражданина»;
  • Солдатенко Людмила Анатольевна, директор; Соломенникова Наталья Анатольевна, учитель-логопед; Зепп Евгения Вячеславовна, заместитель директора МОУ "Тубинская СОШ" Усть-Илимский район, Иркутская область, «Агробизнес-образование в школе как условие формирования естественно-научной грамотности  обучающихся»;
  • Зуева Марина Васильевна, учитель химии и биологии, зам. директора по УВР, МКОУ "Кардойская ООШ", Братский район, Иркутская область, «Инновационный проект агробизнес – образования «Капелька добра для школьного двора»;
  • Чупрова Алёна Викторовна, учитель информатики, заместитель директора по УВР, муниципальное общеобразовательное учреждение "Перфиловская средняя общеобразовательная школа", Тулунский район, Иркутская область, «Модель агробизнес-образования «Зелёная агрошкола» как условие формирования базовых ценностей рачительного хозяина земли»;
  • Иванова Лариса Юрьевна, учитель начальных классов, муниципальное общеобразовательное учреждение Тугутуйская средняя общеобразовательная школа, Иркутская область, «Воспитание ребёнка- воспитание будущего гражданина. Представление опыта воспитательной работы по направлению «Патриотическое воспитание младших школьников средствами краеведения»;
  • Пархименко Лариса Валерьевна, заместитель директора по УВР, учитель географии, муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Шиткинская средняя общеобразовательная школа, Тайшеский район, Иркутская область, "Реализация тематических программ, оздоровительных практик ЛДП направленных на формировании базовых ценностей рачительного хозяина земли";
  • Яковлева Ульяна Титовна, учитель начальных классов; Спирова Людмила Николаевна, заместитель директора по УВР МБОУ "Бордонская средняя общеобразовательная школа" МР "Сунтарский улус (район)" Республики Саха (Якутия), «Агрошкола как центр воспитания будущего хозяина Земли»;
  • Мамаева Ульяна Михайловна, учитель начальных классов МБОУ Покровская СОШ, Баяндаевский район, Иркутская область, «Пришкольный участок как средство воспитания рачительного хозяина земли»;
  • Подлопушная Галина Васильевна, директор, МОУ "Невонская СОШ № 2",  Усть-Илимский район, Иркутская область, «Развитие территориальной идентичности сельских школьников»;
  • Харахинова Инесса Геннадьевна, учитель начальных классов; ПетроваВера Ивановна, учитель начальных классов, МБОУ Покровская СОШ, Баяндаевский район, Иркутская область, «Воспитание рачительного хозяина земли на первой ступени обучения в рамках реализации ФГОС»;
  • Дубровская Евгения Аркадьевна, учитель русского языка и литературы, МКОУ Барлукская СОШ с. Барлук, Куйтунский район, Иркутская область, «Формирование ценностных ориентаций рачительного хозяина земли на уроках литературы в основной школе»;
  • Сидоревич Светлана Юрьевна, учитель русского языка и литературы, муниципальное общеобразовательное учреждение МОУ ИРМО «Оекская средняя общеобразовательная школа», Иркутский район, Иркутская область, «Создание поэтического сборника произведений поэтов-фронтовиков Иркутска и Иркутской области»;
  • Кочеткова Ольга Александровна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Войловская основная общеобразовательная школа", Людиновский район, Калужская область, «Во взрослую жизнь отправляя...» (подготовка к жизненному и профессиональному самоопределению обучающихся сельской школы)»;
  • Петров Иван Иннокентьевич, учитель технологии, муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательное школа села Голуметь, Черемховский район, Иркутская область «Ступеньки к будущей профессии». 

Материалы конференции:

Видеоматериалы: