Размер шрифта: Цвета:

МКОУ Подъеланская СОШ, Усть-Илимский район, Школьная территория – макромир уникальных возможностей

body: 

Наименование инновационного проекта:

Школьная территория – макромир уникальных возможностей

Год подачи заявки:

2019

Цель(цели) инновационного образовательного проекта:

Сделать школьную территорию привлекательным местом отдыха обучающихся, гармоничным образовательным центром в урочное и внеурочное время.

Задачи инновационного проекта:

1. Разбить территорию на зоны;

2. Определить каждому участку своего хозяина - класс;

3. Составить схемы каждой зоны, план наполняемости каждой зоны, дать им описательную характеристику, продумать материалы, краски, оборудование.

Основная идея инновационного проекта:

Создание вокруг школы уникального мира, позволяющего воспитывать в детях рациональных хозяев земли, любознательных творцов, настоящих патриотов, инициативных энтузиастов и просто хороших людей.

Сроки реализации:

2020 - 2023 годы

Обоснование актуальности:

Инициаторами и организаторами проекта являются: школьный парламент, родительский комитет, волонтёры группы "Доброволец", педагоги. Школьная территория разделена на несколько секторов:

- спортивная зона,

-  хозяйственная,

- огородная,

- зона памяти,

- зона отдыха.

Спортивная зона включает футбольное поле, полосу препятствий и способствует физическому развитию ребят и привитию им навыков ЗОЖ.

В планах - расширить полосу препятствий, смонтировать табло и сектор для зрителей, судей.

Хозяйственная - автокласс с гаражом и навесом для хранения сельхозоборудования, склад. Название зоны говорит само за себя: порядок в хозяйстве - порядок в жизни.

Зона памяти - обелиск землякам, павшим на фронтах ВОВ. За этой зоной ухаживают дети: постоянно чистят снег, выметают опавшую листву, делают герлянды к 9 Мая, к 22 июня, в клумбах выращивают яркие цветы. Рядом с обелиском у нас проходят первосентябрьские линейки, Последний звонок, выпускной вечер, митинги, награждения отличников и волонтёров, приём новых граждан в школьную республику «Маленькая страна». Именно рядом с обелиском мы открыли Аллею Звёзд, которые носят имена выпускников, внесших большой вклад в развитие и имидж школы. Каждый год ребята с помощью взрослых проводят косметический ремонт обелиска и всей зоны вокруг него: уложили тротуарную плитку, установили флаги с тумбами, поставили декоративный заборчик у клумб, окружили обелиск и дорожку к нему декоративными цепями на металлических столбиках, которые ежегодно подкрашиваются.

В планах – заменить потрескавшиеся плиты, которыми обнесён обелиск, установить скамейки.  С помощью всей этой деятельности систематически и планомерно ведётся гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание.

Работа на учебно-опытном участке, или огороде, как мы его называем, воспитывает в наших ребятах хозяев земли, исследователей, тружеников, частных предпринимателей, агрономов, экономистов.  Огородная зона занимает 0,5 га и поделена на отделы:

теплица, парники, грядки – домашне-овощной;

ягодные кустарники и плодовые деревья -  плодово-ягодный отдел,

картофельное поле – картофеле-опытный отдел,

вдоль забора отдел лекарственных трав.

Наша школа открыта в 1974 году, а в 1975 школьный коллектив уже начал разрабатывать огород.  Подъеланка построена на болоте, поэтому сначала огородное дело шло очень тяжело. Но по мере развития совхоза, развивалось в школе и производственное дело. О наших ученических  производственных бригадах (их было две: животноводческая и растениеводческая) можно рассказывать долго, в школьном музее опыту работы бригад посвящён целый отдел. С исчезновением совхоза и с приходом рыночной экономики канули в лету и производственные бригады. Школа стала малочисленной. Но работу в школьном огороде мы не прекратили. Изначально вся работа по выращиванию овощей была направлена на удешевление и оздоровление питания: выращенные своими трудами, без химикатов и нитратов овощи и дешевле, и  экологически чище. Но в дальнейшем мы решили на этом зарабатывать. Теплица у нас работает практически круглый год: зимой выращиваем в ней зелень, которая используется в школьной столовой в питании или идёт на продажу; в начале весны закладываем семена, выращиваем рассаду, часть  которой также реализуется населению (покупают даже жители других посёлков), другая часть остаётся в теплице и высаживается в парники; летом в теплице дети ухаживают за помидорами, огурцами, перцами, в парниках – за кабачками и баклажанами; осенью убираем урожай, обрабатываем теплицу и даём земле немного отдохнуть. На грядах выращиваем морковь, свёклу, лук, капусту, укроп, петрушку. Классов у нас 11, но так как ребят мало, мы их объединили в классные коллективы для воспитательной работы: получилось 8 классов-комплектов, у каждого комплекта есть свои гряды, за которыми ребята сами следят. Таким образом проходит конкурс «Лучшие грядки – большой урожай!»

Своё картофельное поле мы назвали картофеле-опытным отделом, потому что проводим эксперименты с посадкой картофеля разными способами, а также сажаем разные сорта этого замечательного овоща и делаем из этого определённые выводы. Здесь же мы выделяем участок для выпускных классов: ребят в классах мало, семьи малообеспеченные, но выразить благодарность школьному коллективу, достойно попрощаться со школой выпускники хотят, поэтому сами обрабатывают свой участок, сажают картофель, ухаживают за ним, убирают урожай, перебирают и продают, вырученные деньги как раз и идут в классную копилку.

Перед нами встал ряд проблем:

1) В селе нет ни одного фермера, который занимался бы разведением скота или производством мясо-молочной продукции. По ряду объективных и субъективных причин в селе на данный момент немногие семьи в частном порядке держат скот. Поэтому животноводческое направление в широком смысле мы реализовать не можем. Но в узком смысле мы решили эту проблему, опираясь на опыт других пилотных школ: мы организовали взаимодействие с частными подворьями, владельцы коров, овец, свиней, кур, гусей не только проводят для наших детей экскурсии по своим мини-фермам, но и учат ухаживать за животными, предлагают поучаствовать в самом процессе содержания и ухода. Результатом такого взаимодействия стала исследовательская работы ученицы 5 класса «Выгодно ли держать корову», вывод девочка сделал такой: «Польза домашнего молока и тот доход, который получается от реализации молока односельчанам и жителям соседних поседений, явно перекрывает затраты на содержание коров. Поэтому коров держать выгодно». И ещё одна исследовательская работа ученицы 8 класса «Молоко подъеланских коров: его состав и польза», в которой девочка сравнивала разные виды молока «Семёнишна», «Домашенька», «Арт» с молоком от коров частных подворий села Подъеланка. Вывод однозначный: молоко от домашней коровы полезнее во всех отношениях.

2) Реализация выращенных на школьном огороде овощей. Живём мы далеко: до ближайшего посёлка -   44 км, до города 150 км. Продаём овощи по сниженным ценам и сами же доставляем – очень невыгодно, но по-другому не получается. Но даже так мы зарабатываем достаточно для школьных нужд. В начале ноября мы подсчитываем прибыль и решаем, куда направить деньги в первую очередь.

3) Малочисленность нашей школы. Эта проблема затрудняет работу в огороде, так как даже из тех детей, что у нас есть, некоторые дети освобождены от всяческих физических нагрузок по состоянию здоровья. Поэтому на участке работает весь персонал школы и дошкольной ступени, существенную помощь оказывают родители.

Зона отдыха занимает большую часть территории.  Как говорят в народе, встречают по одёжке, поэтому внешний вид самой школы и окружающей её территории тоже очень важен. Ведь красивый внешний вид услаждает сердце, радует глаз, вдохновляет душу, волнует ум. Красиво оформленный, ухоженный школьный двор воспитывает в детях чувство прекрасного, любовь к природе, родному краю. Надо сказать, что глядя на то, как дети облагораживают школьную территорию, за такое хорошее дело взялись и односельчане на своих придомовых участках.

А начали мы с ограждения: покрасили в по-летнему небесно-синий цвет штакетник и ворота, на створки ворот поместили гостеприимно улыбающиеся солнышки, по забору у нас плывут облака и летят птицы, такие фигуры ребята вырезали из фанеры и разукрасили яркими красками. Разделили зону отдыха на участки, которые отдали классам для участия в конкурсе «Лучший участок». За три года ребята вместе с родителями в рамках этого конкурса создали несколько проектов: «Птицеград»,  «Традиции русского гостеприимства», «На ферме», «У колодца», «Берёзовая деревня», «Солнечная полянка», «Жил старик у самого синего моря», «Добрым молодцам урок». Здесь помогают ребятам умения, полученные на факультативах «Ландшафтный дизайн», «Флористика», «Юный аграрий» и кружок по декоративно-прикладному искусству.

В планах - к юбилею со дня рождения А.С. Пушкина открыть парк «Там, на неведомых дорожках», тем более все проекты, перечисленные выше, по своему содержанию подходят к этой задумке. Мы поставили круглую беседку, покрасили её в белый цвет, крышу покрыли зелёным поликарбонатом. К беседке в качестве тротуара ведут большие цементные следы  - невиданных зверей, за беседкой у нас растёт большая ель, под ней будет грызть орешки белка (по нашему парку уже бегает живая белочка), на соседнем дереве повесим цепь с котом учёным, посадим на ветви русалку. Между деревьями в нашем парке есть уютная поляночка – там установим на постаменте бюст Пушкина, установим лавочку и 6 июня 2019 года, в день 220-летия со дня рождения поэта, мы хотим сделать торжественное открытие.

Когда-то давно на территории школы был оборудован участок  наблюдений за погодой, за ветром. Со временем оборудование устарело, испортилось, участок запустили. Мы хотим восстановить эту зону, создать класс под открытым небом.

На  пришкольной территории мы запланировали  проведение опытов,  исследовательских и экспериментальных работ различных направленностей.

Новизна предлагаемого проекта  заключается в следующем:

Организуется тесное сотрудничество родителей, педагогов, детей и других сотрудников учреждения, а также жителей села.

Осуществляется интегрированный подход к организации и оборудованию предметно-развивающей среды школьной территории.

Предоставляется возможность выбора, каждый участник может проявить свои талант, реализовать творческие замыслы и желания.

Формируются у обучающихся и воспитанников метапредметные компетенции.

Предложения по возможному распространению и внедрению результатов инновационного проекта в функционирование системы Иркутской области:

Данный проект может внедряться в практику через проведение семинаров для руководителей и педагогов образовательных организаций Иркутской области с представлением методических материалов, разработанных в рамках проекта, размещения материалов на сайте образовательного учреждения, сетевое взаимодействие с образовательными организациями Иркутской области, а также через выпуск печатной продукции.

Мы планируем следующие публикации по результатам реализации  инновационного проекта (программы):

Выпуск фотокниг «А у нас во дворе», «Придорожные лекари», «Весёлый цветничок».

Сборник «Все профессии важны».

Публикации проектов: «Чудо-огород», «Птичий двор», «Овощи на столе - здоровье на сто лет».

Методическое пособие для классных руководителей: «Родительские собрания по агробизнес-образованию».

Методический сборник «Социокультурный комплекс как условие развития личности на селе».

Внедрение в массовую практику предполагается через расширение сети проекта в Усть-Илимском районе и всей Иркутской области.

Предлагается распространение результатов проекта через участие в муниципальных и региональных форумах, вставках, конференциях, публикации в СМИ, в научно-методических журналах.