Размер шрифта: Цвета:

Всероссийская научно-практическая конференция «Профессиональная компетентность педагогов в условиях инклюзивного образования: идеи, технологии, практики»

18 сентября 2020

16-17 сентября 2020 года на базе Регионального института кадровой политики состоялась всероссийская научно-практическая конференция «Профессиональная компетентность педагогов в условиях инклюзивного образования: идеи, технологии, практики».

Организаторами мероприятия выступили министерство просвещения Российской Федерации, Федеральный методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе среднего профессионального образования (ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов), министерство образования Иркутской области, Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Иркутской области «Региональный институт кадровой политики и непрерывного профессионального образования».

Участниками стали представители из 45 субъектов Российской Федерации (в том числе городов Москва, Ставрополь, Ульяновск, Тюмень, Омск, Новосибирск, Томск, Новокузнецк, Иркутск и др., республики Саха (Якутия), Забайкальского края и др.), а также зарубежные партнеры из республики Беларусь.

Представители региональных органов исполнительной власти в сфере образования, труда и социальной защиты; эксперты Федерального методического центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ в системе СПО; руководители и специалисты БПОО, РУМЦ СПО, образовательных организаций, реализующих инклюзивную практику, представители Всероссийского общества инвалидов, НКО, работодатели собрались для обсуждения актуальных вопросов развития инклюзивного профессионального образования:

1.    Профессиональные компетенции педагогов инклюзивного образования.

2.    Эффективные модели взаимодействия профессиональной образовательной организации, родителей и работодателей в процессе профессиональной социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

3.    Методическое сопровождение педагогических работников профессионального инклюзивного образования.

4.    Эффективные образовательные технологии в работе с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью.

5.    Роль БПОО в развитии инклюзивного профессионального образования региона.

Несмотря на возможные трудности, связанные с дистанционным включением большинства участников из разных регионов России (более 300 человек), работа в рамках конференции была динамичной и продуктивной.

С приветственным словом к участникам обратились исполняющий обязанности заместителя Председателя Правительства Иркутской области (по социальным вопросам) Валентина Феофановна Вобликова, председатель Комитета по социокультурным вопросам Законодательного собрания Иркутской области Ирина Александровна Синцова, Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области Светлана Николаевна Семенова, заместитель министра образования Иркутской области Артем Николаевич Якубовский, председатель общественной организации родителей детей-инвалидов «Солнечный круг» Александра Александровна Рыкова.

В ходе пленарного заседания выступили Татьяна Юрьевна Макарова, кандидат психологических наук, руководитель Федерального методического центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ в системе СПО, главный специалист Института медико-биологических технологий ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», г. Москва («Состояние и особенности развития инклюзивного профессионального образования в Российской Федерации»), Анастасия Анатольевна Афанасьева, кандидат психологических наук, заместитель директора ГАУ ДПО Иркутской области «Региональный институт кадровой политики и непрерывного профессионального образования» («Развитие профессиональной компетентности педагогических работников системы среднего профессионального образования в сфере инклюзивного образования»), Бронюс Броневич Айсмонтас, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и психологии дистанционного обучения ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», г. Москва («Актуальные проблемы личностно-профессионального выгорания преподавателей, работающих с обучающимися с инвалидностью и ОВЗ»), Альбина Ахатовна Бикбулатова, кандидат технических наук, профессор, проректор по учебно-воспитательной работе ФГБОУ ВО «Московский государственный университет пищевых производств», г. Москва («Основные подходы к участию людей с инвалидностью в демонстрационном экзамене: поддержка и методическое сопровождение педагогических работников»), Дина Рафиковна Макеева, кандидат экономических наук, доцент, руководитель Национального центра развития конкурсов профессионального мастерства «Абилимпикс» («Профессиональная компетентность педагогов как залог успешности подготовки обучающихся с инвалидностью и ОВЗ к участию в конкурсах профессионального мастерства») и Елена Леонидовна Касьяник, кандидат психологических наук, проректор по учебной работе УО «Республиканский институт профессионального образования» – Базовая организация государств-участников СНГ по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в системе профессионально-технического и среднего специального   образования («Развитие инклюзивного образовательного пространства в системе среднего профессионального образования Республики Беларусь»).

В первый день работы конференции состоялись 4 секционных заседания: круглый стол «Возможности сетевого взаимодействия в развитии инклюзивного профессионального образования. Инклюзивное профессиональное образование в условиях цифровой среды» (на базе ГАУ ДПО Иркутской области «Региональный институт кадровой политики и непрерывного профессионального образования»), интерактивная площадка «Эффективные подходы профессиональной социализации обучающихся с ОВЗ и инвалидностью» (на базе ГАПОУ ИО «Иркутский колледж экономики, сервиса и туризма», дискуссионная площадка «Актуальные вопросы методического сопровождения деятельности педагога в условиях инклюзивного образования» (на базе РУМЦ СПО – ГАПОУ ИО «Иркутский техникум архитектуры и строительства») и панельная дискуссия «Формирование инклюзивной культуры у субъектов учебно-воспитательного процесса» (также на базе ГАУ ДПО Иркутской области «Региональный институт кадровой политики и непрерывного профессионального образования»).

Работа каждой из 4 площадок показала заинтересованность широкого круга участников в решении обсуждаемых  вопросов: как региональная система инклюзивного профессионального образования может отвечать вызовам времени; какие из существующих подходов к профессиональной социализации обучающихся с ОВЗ и инвалидов наиболее эффективны сегодня; какой должна быть методическая подготовленность педагогов системы СПО к реализации задач инклюзивного профессионального образования; каких стратегических направлений нужно придерживаться в процессе формирования инклюзивной культуры в образовательном процессе.

Второй день работы конференции прошёл на площадках Базовой профессиональной образовательной организации Иркутской области (ГАПОУ ИО «Иркутский техникум авиастроения и материалообработки»). Были рассмотрены такие вопросы, как деятельность и критерии оценивания БПОО; организация курсов повышения квалификации педагогических работников ПОО по проблемам инклюзивного и интегрированного образования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ; модели сетевого взаимодействия в вопросах развития деятельности БПОО.

Участниками конференции отмечены значительные достижения в повышении доступности и качества получения профессионального образования и профессионального обучения лицами с ОВЗ и инвалидностью, которые стали возможными в последние несколько лет во многом за счет активной деятельности БПОО и РУМЦ СПО, межведомственной и внутриведомственной согласованности, накопления партнерами в рамках сетевого взаимодействия ресурсного потенциала, удовлетворяющего образовательные потребности самых разных нозологических групп обучающихся.

Вместе с тем на сегодняшний день требуется продолжение работы в таких направлениях, как: определение профессионально-компетентностного профиля педагога, работающего с инвалидами и лицами с ОВЗ в системе СПО;  формирование профессионально-компетентностной и личностной готовности педагогических работников к реализации задач инклюзивного профессионального образования; повышение инклюзивной культуры педагогических работников; совершенствование системы методического сопровождения деятельности педагогических работников системы СПО в условиях инклюзивного профессионального образования и др.

Важнейшим условием для успешной работы в выделенных направлениях является консолидация усилий всех участников инклюзивного образовательного процесса с учетом принципов, методологии, методики и технологии реализации инклюзии, ее научной рефлексии.

Участники конференции единодушно выразили уверенность в том, что деятельность субъектов инклюзивного профессионального образования в регионах, а также сотрудничество на межрегиональном уровне в указанных направлениях будут продуктивными и смогут привести к существенным достижениям, способствующим повышению качества жизни граждан России.

Информационные и иные материалы конференции размещены на сайте проекта СПО ОВЗ РУДН Федерального методического центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ в системе СПО (https://www.spo-rudn.ru/ ).