Размер шрифта: Цвета:

«Внедрение системы непрерывного агробизнес-образования в Иркутской области»

6 июля 2017

в статье представлен опыт работы по созданию и развитию системы непрерывного агробизнес-образования на сельских территориях Иркутской области.

За последнее десятилетие произошли большие изменения в стратегии развития образования Иркутской области. Причина тому, как общее реформирование образовательной системы России, так и саморегулируемые социальные процессы внутри самой экономической территории Приангарья. С 2011 года, после начала внедрения нового федерального государственного образовательного стандарта, образовательные организации Иркутской области дошкольного и общего среднего образования начали активно искать свое направление, которое позволило бы осуществлять наиболее эффективную подготовку детей и молодежи к современным условиям жизни, сформировать у них стойкую личностную позицию и профессиональное самоопределение. Здесь-то и появилось такое понятие, как непрерывное образование, под которым подразумевается освоение человеком своей личной образовательной траектории с детского сада до уровня бакалавра, магистра, аспиранта или до сверхкомпетентного специалиста на производстве.

Иркутская область в большинстве своем территория аграрная, что само по себе определило направленность развития многих дошкольных и среднеобразовательных организаций и мнение руководителей региона разных уровней власти о необходимости  и актуальности вопроса подготовки кадров едино.

Левченко Сергей Георгиевич – Губернатор Иркутской области

«Агропромышленный комплекс сегодня становится всё более привлекательным сектором развития малого и среднего бизнеса в Иркутской области. Все чаще молодые люди начинают строить свою карьеру в сфере сельского хозяйства. Будущее российского села напрямую зависит от тех целей и ценностей, которыми руководствуется сегодня молодежь. Но прежде чем ожидать от нынешних школьников или студентов стремления «поднимать село», надо вложить много сил и средств в их воспитание, образование, здоровье и культурное развитие».

Учитывая все ярче прорисовывающиеся тенденции функционирования экономической зоны региона, министерствами образования и сельского хозяйства Иркутской области 18 июля 2014 года был подписан совместный приказ о реализации Концепции непрерывного агробизнес-образования на сельских территориях Иркутской области до 2020 года (далее-Концепция). Суть Концепции в «создании региональной системы непрерывного образования           с учетом особенностей и отраслевой специфики для обеспечения развития агропромышленного комплекса Иркутской области в целях обеспечения продовольственной безопасности региона».

Основным результатом успешной реализации Концепции предполагается прирост постоянного населения в сельских муниципальных районах за счет увеличения доли выпускников, трудоустроившихся в организации агропромышленного комплекса и обладающих профессиональным и духовным потенциалом для экономического и социального развития села. Принятие Концепции стало важным фактором, обеспечившим тесное взаимодействие двух ведущих министерств области.  Для координации действий всех участников этой работы, оказания методической помощи образовательным организациям создан областной совет по агробизнес - образованию, действует региональный центр мониторинга и развития профобразования.

Сумароков Илья Павлович – министр сельского хозяйства Иркутской области.  «Сельские школы совместно с сельскохозяйственными товаропроизводителями, реализующие проект агробизнес – образование в Иркутской области, способствуют воспитанию настоящих хозяев земли, развитию личностного потенциала каждого обучающегося, профессионального самоопределения путем вовлечения в активный образовательный и производственный процессы.  Сотрудничество сельскохозяйственных организаций и фермеров со школами, техникумами и аграрным университетом позволит решать проблему обеспеченности квалифицированными кадрами, а это значит, что открываются возможности развития и движения вперед для достижения новых рубежей производства продукции и обеспечения продовольственной безопасности региона и страны».

Перегудова Валентина Васильевна – министр образования Иркутской области. «Активно включились в реализацию Концепции непрерывного агробизнес-образования  сельские школы.  В 2015 году на форуме «Образование Прибайкалья» 10 сельских общеобразовательных организаций представили модели агробизнес-школы и приступили к их реализации. Сегодня в системе общего образования области 31 сельская школа является пилотной площадкой реализации мероприятий Концепции.

В агробизнес-школах идет интенсивный поиск эффективных форм, методов, технологий агробизнес-образования. Все больше взрослого населения, не только родители школьников, но и сельские фермеры, представители бизнес-структур не просто проявляют интерес, а активно включаются в процесс агробизнес-образования. Это, безусловно, вселяет надежду на успешное  развитие системы  непрерывного агробизнес-образования в Иркутской области».

Развитие системы агробизнес-образования идет в логичной параллели с реализуемой в настоящее время государственной программой Иркутской области «Развитие сельского хозяйства, поддержка рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2014 – 2020 годы и подпрограммой «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года», что в конечном итоге предполагает весомую финансовую и иную государственную поддержку формирования кадрового потенциала на селе. В этой связи основные аспекты развития системы, передовой опыт её внедрения на сельских территориях должны быть заложены в стратегию социально экономического развития  региона на период до 2030 года.

Сергей Юрьевич Тен, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации  «Сельское хозяйство является одной из быстрорастущих отраслей российской экономики. Иркутская область не исключение: здесь действуют как крупные агропромышленные предприятия - агрохолдинги, так и небольшие фермерские хозяйства, создана мощная научно-образовательная база. Это те инструменты, которые позволяют выстроить выгодную и рентабельную систему, обеспечивающую продовольственную безопасность региона».

 

 

 

Председатель  Законодательного Собрания Иркутской области Брилка Сергей Фатеевич  считает, что:                   «Сельская школа, являясь важным компонентом российской системы образования, сохраняет значительные возможности влияния на формирование всего сельского социума, основу которого в будущем должны составлять жители, эффективно влияющие на производственную, бытовую и информационную культуру села.

Депутатский корпус Законодательного Собрания Иркутской области выступает за то, чтобы на селе были современные школы, спортивные и культурные сооружения, хорошие дороги –  все, что поможет закрепить кадры на селе и мотивировать их хорошо работать. Поэтому мы поддерживаем ежегодный рост вложений бюджетных денег в эту сферу и убеждены в эффективности данного направления».

Председатель Агропромышленного союза Иркутской области, депутат Законодательного собрания Иркутской области Баймашев Дмитрий Закарьевич уверен, что: «Для создания эффективной системы непрерывного агробизнес - образования необходимо устранить ведомственные разногласия  по  программам подготовки аграрных кадров, укрепления материальной базы образовательных организаций всех уровней, базовых хозяйств и интеграции научных исследований.  На федеральном  и областном уровне определить   механизмы финансовой поддержки совместной деятельности  сельхозтоваропроизводителей и аграрных  образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, сельских школ по созданию  базовых профильных классов, кафедр,  учебных центров на предприятиях АПК».

 Сегодня, по истечении трех лет, можно уже обобщить сделанное и обозначить дальнейшие  перспективы реализации Концепции. Самой важной и трудной задачей остается изменение стереотипа труженика села, который воспринимается большинством населения страны как «вечно уставший, малообразованный крестьянин», чей образ мало привлекателен для современной молодежи. Выпускники школ стараются поступить в такие учебные заведения, которые позволили бы им работать в областных и региональных центрах в социальных и финансовых сферах. Мало кто задумывается, что потребность государства в специалистах таких направлений очень ограничена, а экономика и производственная мощь государства определяется именно производительной способностью страны. Поэтому одной из приоритетных задач выступает воспитание готовности к профессиональному образованию, позволяющему обеспечить востребованность специалистов на рынке труда и успешность в выбранной профессиональной сфере. «Разрушение» имиджа непрестижности специалиста сельского хозяйства, а также повышение привлекательности сельских территорий для жизни и работы является главной задачей, поставленной перед агробизнес-образованием.

На сегодняшний день в реализации Концепции задействованы 25 детских садов, 31 сельская школа,  11 образовательных организаций среднего профессионального образования, Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского, региональный ресурсно-методический центр агробизнес-образования ГАУ ДПО ИО «Региональный центр мониторинга и развития профессионального образования», около 100 крупных и средних сельхозпредприятий и  крестьянских (фермерских) хозяйств. Важнейшим фактором в создании такой агробизнес-модели является спектр уже обозначенных и успешно функционирующих механизмов взаимодействия образовательных организаций и построения социального партнерства между образовательными организациями и сельхозпроизводителями.

Способы привлечения детей в агробизнес-образование определяются двумя основными факторами: возрастом и наличием сельхозпроизводителей на территории действующего или потенциального субъекта агробизнес-образования. Для детских садов сельскохозяйственная направленность – это прикладное творчество, тематические мероприятия, наблюдение за взрослыми на приусадебных участках, проектирование простых экспонатов с элементами робототехники.

Фото. Усольский район, с Сосновка, детсад № 23 «Улыбка» (проектирование робота-пчелы)

 Начальное школьное образование уже подразумевает выход на проектную деятельность, относительную самостоятельность в посадке растений и ухода за растениями и животными. Основная школа – это этап формирования проектного мышления и предпринимательских компетенций. Здесь проектная, опытническая и дизайнерская деятельность становятся ведущими и уже обеспечивают появление практически значимых результатов. Старшая школа – это, как правило, в основном сформированное профессиональное самоопределение и наличие определенных теоретических знаний в области научных сельскохозяйственных разработок, а также уже устойчивый опыт в социальном взаимодействии с представителями правящих и производственных структур. Эти установки и определяют векторы развития агробизнес-образования по районам Иркутской области.

Иркутский район находится в самом выгодном положении, поскольку небольшая удаленность от областного центра обеспечивает возможность участия в различных мероприятиях, проводимых министерствами сельского хозяйства и образования Иркутской области, а также более доступные условия для взаимодействия с представителями высшей аграрной школы. Агробизнес-образование здесь реализуется в пяти школах: Хомутовская СОШ № 1, Ревякинская СОШ, Уриковская СОШ,  Оекская СОШ, Малоголоустненская СОШ.

Мотивацию для занятия агробизнес-образованием руководитель каждой образовательной организации района видит по-разному. Романова Ольга Ильинична, директор Хомутовской СОШ № 1, для успешной реализации модели агробизнес-образования подчеркивает значимость формирования методической грамотности и организаторских компетенций педагогов, а Голяковская Елена Юрьевна, директор Уриковской СОШ, делает акцент на историческую значимость и благородность идеи агробизнес-образования, фундамент которого был заложен еще декабристами с                   1836 года.  Руководитель Оекской школы – Тыртышная Ольга Павловна и Ревякинской школы –  Босхолова Галина Викторовна – основным механизмом, двигающим агробизнес-образование, считают тесное взаимодействие с сельхозпроизводителями.

Система взаимоотношений школьников с предпринимателями формирует первоначальные навыки работы в коллективе и с коллективом, умения работать сообща для достижения общей цели, мотивация к зарабатыванию уважения и поощрения за свой труд. С большой благодарностью звучат имена таких сельхозпроизводителей,  как Ширяев Юрий Матвеевич, генеральный директор ЗАО «Иркутские семена», Худаков Дмитрий Борисович, генеральный директор  ООО «Барки»,  Берг Андрей Иванович, генеральный  директор АО  «Сибирская Нива», Горячев Николай Александрович, директор ООО «Луговое», Скорняков Владимир Анатольевич,  фермер.

 Активно подключились к реализации  Концепции и отдаленные от Иркутска сельские территории: Нижнеудинский, Тайшетский, Чунский, Эхирит-Булагатский, Осинский, Боханский, Нукутский, Баяндаевский, Аларский,  Черемховский, Усольский районы. В частности, в школе села Верхний Булай Черемховского района Иркутской области третий год работает Академия предпринимательства «Школа социального партнёрства». Ее партнёрами являются разноуровневые образовательные организации и предприятия. За три года школа провела множество мероприятий по агробизнес-образованию. Первый выпуск обучающихся  в профильных 11-х агроклассах произойдет уже в 2017 году. Выпускники МКОУ СОШ с. Верхний Булай и МКОУ СОШ с. Бельск в течение двух лет изучали профильные предметы – основы агрономии, животноводства, сельскохозяйственной техники,  которые преподавали сотрудники ИрГАУ имени А.А. Ежевского, Иркутского аграрного и Усольского аграрно-промышленного техникумов.

 «Сегодня можно с удовлетворением отметить, что региональный проект «Агробизнес-школа и формирование системы непрерывного агробизнес-образования в Иркутской области», запущенный несколько лет назад, показал свою жизнеспособность и доказал актуальность.  Сейчас на территории района есть ряд школ, где осуществляется начальное сельскохозяйственное образование» -  с гордостью  заявляет мэр Черемховского района  Виктор Леонидович Побойкин.

Опытом работы сельские школы делятся на  областных семинарах, которые периодически проводятся в той или иной агробизнес-школе области. Один таких семинаров «Агробизнес-образование: опыт, проблемы, перспективы» прошел 19 августа 2016 года на базе МОБУ ООШ №16 д. Кулиш Чунского района. Учителя из сельских школ Иркутской области имели возможность посетить мастер - классы своих коллег, пресс-конференцию «От опытно - экспериментального участка до агробизнес-школы: этап новой активности и новых решений», круглый стол по обмену мнениями, экскурсию на вермиферму. Ребята вместе со взрослыми, используя технологию вермикомпостирования для переработки самых различных органосодержащих отходов, а также самую эффективную технологию «движущейся гряды» получают высококачественное органическое удобрение и жидкие биопрепараты на основе вермикомпостов.

В настоящее время уже практически выработан алгоритм включения аграрного образования в основную образовательную программу школы и обозначены основные механизмы взаимодействия всех субъектов непрерывного агробизнес-образования, поэтому процесс вхождения новых образовательных организаций  в систему агробизнес-образования может быть определен уже имеющимися образцами локальных актов и апробированными дорожными картами пилотных организаций. 

Дисциплины сельскохозяйственной направленности включены в этих школах в вариативную часть учебного плана и в среднем имеют трудоемкость 34 часа, то есть одно занятие в неделю. Почти во всех школах организованы профильные агроклассы. Ведущими курсами для основного образования здесь являются «Удивительный мир растений», «Флористика» и «Ландшафтный дизайн». Для старшей школы вводятся такие дисциплины, как «Агротехника растениеводства»,  «Введение в агробизнес», «Написание бизнес планов», «Начинающий фермер», «Основы предпринимательской деятельности», «Биология животных», «Основы управления личными финансами» и другие темы.

Практически во всех школах агробизнес-образования Иркутской области проводится подготовка трактористов категории «С», причем этот курс является обязательным для учеников 10-11 классов и входит в основную часть учебного плана. Выпускники школы получают права тракториста, уже подтверждающие наличие первой профессии. Большое внимание в школах уделяется проектной деятельности, где с каждым годом все больше ученических разработок, содержащих выведенные опытным экспериментальным путем рекомендации по уходу за растениями и мелкими сельскохозяйственными животными.

Все больше школ в области, где в рамках кружка «Аграрная робототехника» активно развивается проект «Умная теплица», которая не только сама «поливает» растения, но и способна измерить уровень влажности и удобренности почвы. Среди таких школ Оекская школа Иркутского района, где ребята уже принимали участие в Главном Сибирском Фестивале Робототехники «Робосиб 2016» в направлении «Hello!Robot!»,  Хохорская школа Боханского района, Белореченская СОШ Усольского района и другие. Для создания подобной теплицы требуются не только знания по биологии и химии, но и по физике, математике и информатике. Такие междисциплинарные проекты позволяют осуществлять внеурочную деятельность в том представлении, как это было заявлено в новом образовательном стандарте: полученные на уроках знания в области фундаментальных дисциплин должны быть применены в определенной прикладной сфере. Только в системе практико-ориентированного образовательного процесса возможно воспитание ученика, как гражданина и труженика, способного к осознанному и добровольному выбору сельского образа жизни.

Практика показывает: подобная работа знакомит детей с проблемами бизнеса, помогает усвоить основные принципы экономики. Принимая непосредственное участие в производстве, подростки получают возможность осознанно выбирать будущую профессию. Школьники видят реальные результаты своего труда – это является стимулом для их дальнейших стараний.

Школы являются основным рычагом продвижения агробизнес-образования. У каждого района функция школы своя: «Агрошкола как социокультурный центр села» и «Агробизнес-школа как фактор развития села» в Аларском районе, «Школа – центр уклада села» и «Школа как центр системы сетевого взаимодействия учреждений  и предприятий  района» в Тайшетском районе,  «Школа-хозяйство – локомотив в системе непрерывного агробизнес – образования» в Чунском районе, «Школа как социокультурный центр села в Усть-Кутском районе» и т.д. Но все программы развития школ неизменно основаны на единении школа/село.

Не секрет, что сельскохозяйственные предприятия сейчас являются «градообразующими» на селе. Там, где есть производство, уровень жизни населения значительно выше, чем в остальных сельских поселениях. В поселке Большая Елань Усольского района успешно функционирует АО «Большееланское», руководителем которого является Виталий Михайлович Шадрин. Большееланской школе повезло, такого спонсора мечтает иметь каждая образовательная организация  области. Отношение школы и крупного сельхозпроизводителя – двух звеньев агрообразовательной цепи  – построены на общей идее подъема социального  уровня родного поселка. Виталий Михайлович всеми силами способствует воспитанию конкурентноспособного перспективного труженика сельского хозяйства, строит дома для своих работников и учреждения поселкового масштаба, финансирует образовательный процесс, поощряет талантливую молодежь и даже оплачивает некоторые поездки ребят в особо значимые для личностного становления регионы страны. На вопрос: «А зачем Вам, успешному сельхозпроизводителю, столько материальных средств вкладывать в школу?» Виталий Михайлович отвечает: «Это мой край. Мне далеко не все равно, что здесь будет через 5, 10, 15 лет» И далее, перефразировав слова известной песни, добавляет: «На пыльных тропинках родного края останутся наши следы…»

Таких успешных предпринимателей, уроженцев Иркутской земли, поднимающих сельское хозяйство с надеждой на то, что скоро придет новый, образованный и целеустремленный сельхозпроизводитель, в Иркутской области немало. Это Франтенко Гавриил Степанович, директор СХ ПАО «Белореченское» в Усольском районе, Илья Алексеевич Сумароков, генеральный директор СПК «Усольский свинокомплек», Александр Ростиславович Романовский, директор агрохолдинга «Саянский бройлер»  и другие руководители. Большинство руководителей  сельских хозяйств и производственных комплексов все больше понимают необходимость системного взаимодействия с образовательными организациями.

Директор Компании ПАО «Куйтунская Нива»  Куйтунского  район Страшко Владимир Федорович, уверено заявляет: «Агробизнес – образование – это будущее наших сёл. Сегодня мы стали участниками конкурса грантовой поддержки проектов агробизнес-образования и уже оказываем содействие школам и детским садам в реализации их проектов. Надеемся, что наша совместная работа позволит воспитать настоящего труженика села».

Одним из звеньев агробизнес-цепи является также и потенциальный покупатель школьной сельскохозяйственной продукции. Образовательные организации покрывают от 10 до 50 % от потребности продукции, необходимой школьной столовой, благодаря чему во многих агро-школах полноценные обеды для школьников стоят 12-15 рублей.  Это такие школы как – Русско-Янгутская средняя школа Осинского района, Хатар-Хадайская СОШ им. Е.Х. Ехануровой Баяндаевский район, Хадаханская СОШ Нукутский район и большинство сельских школ других районов области, где вся продукция,  выращенная на пришкольном участке, передаётся в столовую, и за счёт своих овощей стоимость обедов уменьшается на 25 - 100 %. На участке выращиваются все основные овощи: картофель, капуста, морковь, свёкла, лук, огурцы, томаты, кабачки, тыква. Огурцы и кабачки консервируются домашним способом, и поэтому школьники получали   продукты со «своего огорода» до ноября текущего учебного года.

Агробизнес-образование дает хорошую возможность для развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Таким ребятишкам сложно даются теоретические азы науки, но полученный результат в процессе выращивания лекарственных растений или овощей для школьной столовой мотивирует таких детей к творческой и трудовой деятельности.

Через агробизнес-образование воплощается и эстетическая концепция «Поэзия сельской жизни», и патриотическая программа «Воспитание достойного гражданина своей страны», и духовно-нравственное развитие школьников. В течение двух последних лет на областном образовательном форуме школы-участники реализации Концепции представляют результаты работы во всех этих областях. Во многих школах создаются музеи, имеющие экспозиции по орудиям сельскохозяйственного труда, архивные видеоматериалы по труженикам села, по истории развития села. И именно школы возрождают хорошую традицию чествования достойных тружеников сельских поселений. Среди таких школ Тугутуйская СОШ Эхирит-Булагатского района, Иваническая СОШ Аларского района, Ревякинская СОШ Иркутского района, Хатар-Хадайская СОШ Баяндаевского района, МБОУ  ЦО «Альянс» п. Харик Куйтунского района, Худоеланская СОШ Нижнеудинского района  и другие школы.

Анализ работы за период реализации  Концепции показывает, что в среднем от 2 до 25 процентов  выпускников аграрной школы после получения среднего профессионального или высшего сельскохозяйственного образования  возвращаются в родное село. Конечно, процент по отношению к общему количеству учеников еще очень мал. В области активно реализуется программа государственной поддержки  молодых специалистов при трудоустройстве в сельскохозяйственных организациях  в форме предоставления единовременной выплаты на обустройство в сумме                     300 тыс. рублей.  По итогам собеседования в апреле текущего года с выпускниками Иркутского государственного аграрного университета больше половины будущих специалистов намерены сегодня ехать в районные центры и сельские поселения для работы ветеринарами, инженерами, энергетиками, зоотехниками, бухгалтерами, экономистами или желают организовать свое фермерское хозяйство.

 Специалистов среднего профессионального образования готовят агротехникумы, которые являются важным переходным звеном между средней и высшей образовательной организацией, где  обучаются будущие профессионалы в области экономики, агрономии, механизации сельского хозяйства, кинологии, ветеринарии, технологии производства хлеба, кондитерских и макаронных изделий, технической эксплуатации электрического и электромеханического оборудования и т.д., а в поселке Железнодорожник на базе Усольского агропромышленного техникума, например, получают профессию сельскохозяйственного профиля дети сироты и дети из малообеспеченных семей.

Вся цепочка агробизнес-образования представлена элементами: детский сад, начальная школа, основная школа, средняя школа, среднее профессиональное образование, высшее образование, магистратура, аспирантура, докторантура. При взаимодействии этой образовательной вертикали с сельхозпроизводителями и формируется устойчивая модель агробизнес-образования. В основе такого взаимодействия всех субъектов аграрной образовательной системы лежат разные формы и мотивы: гражданско-правовые и сетевые договоры, договоры о совместной реализации образовательных программ и договоры о сотрудничестве; желание привлечения абитуриентов на обучение в вузы и сузы, необходимость реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного, начального, основного и среднего общего образования, потребность в квалифицированных кадрах на сельскохозяйственном производстве. Участие в реализации  мероприятий Концепции агробизнес-образования предоставляет уникальную возможность удовлетворения своих интересов всем его участникам и  только путем совместных усилий мы сможем поднять экономический уровень страны.