Размер шрифта: Цвета:

Вебинар «Совершенствование технологий и методик преподавания дисциплин «Основы безопасности жизнедеятельности», «Безопасность жизнедеятельности» с акцентом на прикладной характер учебных дисциплин»

23 сентября 2021

30 апреля 2021 года распоряжением № Р-98 Министерства просвещения Российской Федерации была утверждена Концепция преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования, а 25 августа 2021 года распоряжением № Р-198 утверждены Методики преподавания по общеобразовательным (обязательным) дисциплинам («Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Астрономия») с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования, предусматривающих интенсивную общеобразовательную подготовку обучающихся с включением прикладных модулей, соответствующих направленности, в т.ч. с учетом применения технологий дистанционного и электронного обучения (далее – Концепция).

В связи с тем, что в настоящее время в учреждениях СПО начинается апробация методик преподавания общеобразовательных учебных дисциплин, сектором патриотического воспитания и подготовки к военной службе Регионального института кадровой политики 21 сентября 2021 года проведён вебинар для педагогов ОБЖ профессиональных образовательных организаций региона по теме «Совершенствование технологий и методик преподавания дисциплин «Основы безопасности жизнедеятельности», «Безопасность жизнедеятельности» с акцентом на прикладной характер учебных дисциплин» (далее – ОБЖ и БЖ, соответственно).

В работе вебинара приняли участие 66 педагогов из 56 профессиональных образовательных организаций Иркутской области. Среди них – заместители директоров, методисты, преподаватели-организаторы ОБЖ, преподаватели дисциплин ОБЖ и БЖ, социальные педагоги. Мероприятие проводилось в режиме онлайн-трансляции.

Руководитель вебинара Медведев Валерий Валентинович, заведующий сектором патриотического воспитания и подготовки к военной службе, в своём выступлении остановился на особенностях реализации Концепции в части, касающейся дисциплины ОБЖ, направленности содержания курса ОБЖ на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, регламентированных ФГОС среднего общего образования, целях и задачах освоения дисциплины.

О современных педагогических технологиях при изучении дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» системе СПО в своём выступлении рассказала Петрушова Ирина Анатольевна, преподаватель ОБЖ ГБПОУ ИО «Черемховский горнотехнический колледж им. М.И. Щадова». В выступлении Ирины Анатольевны нашли отражение вопросы применения таких образовательных технологий, как информационно-коммуникационные технологии, технология проблемного обучения, проектная технология, здоровьесберегающие технологии, игровые и групповые технологии.

Савин Вячеслав Владимирович, преподаватель ОБЖ ГБПОУ ИО «Братский педагогический колледж» посвятил своё выступление использованию практикоориентированных технологий, как ведущей деятельности в преподавании дисциплины ОБЖ. Вячеслав Владимирович отметил, что образовательный процесс должен выстраиваться преподавателем так, чтобы практико-ориентированное обучение представляло собой интересную познавательную деятельность, обусловленную желанием обучающихся получить умения практического характера по получаемой профессии.

Полюшкевич Александр Владимирович, преподаватель-организатор ОБЖ ГБПОУ ИО «Ангарский промышленно-экономический техникум» в своём выступлении подробно остановился на рефлексивном методе проведения учебных занятий по ОБЖ. Спикер отметил, что рефлексивная технология как один из видов проектных технологий предусматривает достаточно широкий спектр методов и приёмов обучения. В выступлении были подробно представлены такие приёмы обучения ОБЖ как «Букет настроения», «Комплимент», «Метафорическая игра», «Запрет», «ЗУХ» («знаю, узнал, хочу узнать»), «Схематизация», «Демонстрация», «Вопрос себе», «Шкала успеха».

Принципы организации преподавания ОБЖ и БЖ с учётом профессиональной направленности и требований ФГОС СПО были представлены Огородниковым Александром Витальевичем, преподавателем-организатором ОБЖ ГБПОУ ИО «Иркутский техникум транспорта и строительства». Урок, построенный на современных технологиях, в том числе на уроках ОБЖ, позволит сформировать не только глубокие знания, но и умения самостоятельно добывать знания, использовать их в различных ситуациях, накапливать опыт решения проблем безопасности. К числу технологий, дающих высокие результаты обучения, Александр Витальевич отнёс технологию проблемного обучения (включая технологию проблемного диалога), технологии дифференцированного и интегрированного обучения, проектную и поисково-исследовательскую деятельность.

Умнов Николай Анатольевич, преподаватель-организатор ОБЖ ГБПОУ ИО «Профессиональный колледж г. Железногорска-Илимского», в своём выступлении рассказал о методах и приемах преподавания ОБЖ на примере изучения темы «История создания и строительства Вооруженных Сил Российской Федерации». В выступлении были представлены как содержательный компонент учебного занятия, так и методические приёмы, используемые преподавателем в образовательной деятельности. Несомненный интерес вызвали организованные на этапе закрепления учебного материала дидактические игры, такие как «Филфорд», «Пантомима», «Фишка», «Сломанный телефон», способствующие обобщению и систематизации изученного учебного материала.

Подводя итоги вебинара, Валерий Валентинович Медведев, отметил, что педагогам предстоит большая и ответственная работа по внедрению предложенных методик преподавания дисциплины ОБЖ на основе интеграции деятельностного и компетентностного подходов к её изучению, которые обеспечивают формирование общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся.

Отзывы педагогов в чате вебинара свидетельствовали о том, что цель мероприятия была достигнута.