Размер шрифта: Цвета:

Региональный профориентационный минимум: «сколько» и «какая» профориентация должна быть гарантирована обучающимся образовательных организаций

19 августа 2022

19 августа 2022 года на базе «Регионального института кадровой политики» в рамках августовских мероприятий для педагогических и руководящих работников образовательных организаций Иркутской области состоялось обсуждение подходов к разработке содержания регионального профориентационного минимума.

Разработка, апробация и внедрение регионального минимума профориентационных услуг для обучающихся по программам общего, среднего профессионального и высшего образования является одной из задач, которые определены в Концепции сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи Иркутской области в условиях перехода к цифровой экономике и информационному обществу на период 2021-2025 годы.

Идея о профориентационном минимуме состоит в разработке  универсального минимального набора профориентационных практик и инструментов для проведения мероприятий по профессиональному самоопределению в Иркутской области, во всех школах, колледжах и вузах, включая малые и отдаленные поселения.

Профориентационный минимум должен представлять собой общие рекомендации по выстраиванию профессиональной траектории человека, содержание и формы их реализации. Благодаря профориентационному минимуму у каждого представителя системы образования (учителей и классных руководителей, педагогов дополнительного образования, мастеров производственного обучения, заместителей директора по учебно-воспитательной работе, советников директора по воспитанию и т.д.) должен быть конкретный план действий по сопровождению профессионального самоопределения личности в рамках своей организации. Для детей и родителей – это гарантированный набор профориентационных услуг, которые должны быть оказаны всеми субъектами системы сопровождения самоопределения в регионе вне зависимости от места проживания обучающегося и членов его семьи.

С этих позиций участники проектной сессии разрабатывали содержание и условия сопровождения профессионального самоопределения на разных уровнях образования.

В мероприятии в очном режиме приняли участие представители 10 образовательных организаций общего, профессионального, высшего и дополнительного образования города Иркутск, Черемхово, Шелеховский район, Иркутский район, Боханский район – педагоги-психологи, советники по воспитанию, социальные педагоги, преподаватели, руководители центров трудоустройства и др.

В ходе работы секций участники обсудили особенности возрастного развития на разных уровнях образования, основные акценты в профориентационной работе на данном уровне образования, учитывающие специфические особенности возраста, а также цели, задачи и результаты профориентационной работы на каждом уровне образования.

Были высказаны предложения о том, что необходимо использовать и включать в «минимальный набор» уже имеющиеся достаточно эффективные и «отработанные» в школах и колледжах механизмы и методики профориентационной работы: диагностирование, информационные мероприятия. При этом, нужно максимально включать в «обязательный минимум» методики, вовлекающие обучающихся  в процесс деятельности. Занятия на специализированных оборудованных площадках, например, таких, как новые мастерские в колледжах и техникумах. Участие в проектных командах по отраслевой проблематике под руководством наставников с производств.  Профильные соревновательные мероприятия (конкурсы профмастерства, профессиональные олимпиады и тд). Профориентационные смены как погружение в процесс самоопределения и другие эффективные форматы.  

Участники сессии также пришли к решению о том, что профориенитационный минимум должен быть преемственным от школы к колледжу и вузу.

Отдельной темой для обсуждения стала информация о новых подходах и формах в профориентационной работе, которые предполагают знакомство преподавателей, студентов и их родителей с Национальной системой квалификаций и ее основными категориями: квалификация, профессиональный стандарт, независимая оценка квалификации. Участники семинара ознакомились с рекомендациями АНО «Национальное агентство по развитию квалификаций» (https://bc-nark.ru/karernoe-modelirovanie.php),  поделились опытом разработки обучающих программ по карьерному моделированию для старших школьников и студентов СПО.

Специалисты рассмотрели и предложили различные возможности интеграция профориентационных мероприятий в образовательные и учебные программы в школах, колледжах, учреждениях дополнительного образования. Рассмотрели потенциал ресурсов социального партнерства и сетевого взаимодействия между образовательными организациями. Было отмечено, что реализуемые на территории области федеральные проекты, такие как «Билет в будущее», обязательно должны войти в региональный минимум и реализовываться во всех школах региона.

Результатом работы в группах стали предложения в содержание профориентационных минимумов на уровне начального общего, основного общего, среднего общего и профессионального образования.

Было отмечено, что аналогов методических и программных документов, определяющих и обосновывающих содержание, формы и условия гарантированного набора профориентационных услуг  пока в регионах Российской Федерации нет, хотя идеи о необходимости унифицировать и упорядочить профориентационную работу с молодежью конечно обсуждаются.

На заключительном этапе были подведены итоги и приняты следующие решения:

  1. Создать региональную методическую рабочую группу по разработке регионального профориентационного минимума, включающую представителей всех субъектов профориентации в регионе, с привлечением ученых и федеральных экспертов по сопровождению профессионального самоопределения.
  2. Рассмотреть вопрос о составе и плане работы методической группы на областном Совете по профориентации.