Размер шрифта: Цвета:

«Профмаяк» в городе Тулуне

13 сентября 2019

Для современного подростка важно научиться самоопределяться в мире возможностей, в том числе в мире профессий. Мир не стоит на месте, появляются новые профессии, навсегда исчезают другие. Образование больше нельзя получить раз и навсегда, теперь оно становится непрерывным. Чем раньше молодой человек определится с траекторией своего развития, тем успешнее будет его будущая жизнь. 

Мы привыкли, что приоритетная нацеленность профориентационной работы ориентирована на существующий заказ рынка труда, оставляя без внимания высокую динамику изменений в мире профессий и технологий. К таким темпами изменений оказываются не готовы не только школьники, но и педагоги, родители. 

Для школьников города Тулуна первая неделя учебного года началась не совсем обычно – с четырехдневной программы учебных занятий по профессиональному самоопределению. Программа была насыщена не только тренинговыми занятиями по развитию коммуникативных и лидерских компетенций, но и большим количеством профессиональных проб по различным профессиям и специальностям, всего для школьников было представлено более 30 профессиональных проб. В учебных занятиях приняли участие школьники 20 и 25 школы города Тулуна, всего более 500 человек. Работа проходила в двух корпусах Тулунского аграрного техникума, филиале Братского педагогического колледжа, Тулунском медицинском колледже. 

После каждого занятия ученики 6-11 классов заполняли дневник, в котором отвечали на вопросы: насколько интересным было занятие? Что было самым интересным? В какой области можешь применить полученные на занятии знания, умения, опыт? Что нужно человеку, чтобы достичь успеха в этом направлении? 

При анализе дневников, прослеживается интересная тенденция: 28,9% учеников 6 классов определились с будущей профессией, в 7-х классах –33,3 %, в 8-х классах –54 %, а в 9-х классах эта цифра резко уменьшается –35,9 %, в 10-х классах –13,9 %, и 11-х классах –36,6 %. Наблюдается определенный кризис в профессиональном самоопределении на этапе обучения в 9 -10 классах. Возможно, это связано с тем, что подходя к рубежу выбора будущей профессии, изучив требования к ней, у школьников разрушаются «сказочные», фантастические представления о трудовых обязанностях, они вновь оказываются перед сложным выбором.

Наибольший интерес к поступлению в колледж проявляют девятиклассники (23,5 %), в организации высшего образования планируют поступать одиннадцатиклассники (42,2%) и десятиклассники (44,4%). Это обусловлено тем, что, в основном, в учреждения СПО, поступают выпускники 9-х классов. 

Наибольшую популярность и интерес у школьников вызвали профессиональные пробы, где в режиме реального времени каждый мог попробовать себя в конкретной профессии, не просто получив информацию о профессии, а через практические действия «примерив» ее на себя. 

Школьники смогли почувствовать себя в роли швеи, парикмахера, строителя, маляра, повара, кондитера, агронома и др. Среди самых интересных для 6-классников оказались: профпробы «Поварское дело», «Строительное производство», «Кондитерское дело», «Парикмахерское искусство». Всего ребята смогли посетить более 16 профессиональных проб. Ребята высоко оценили практические занятия т выразили желание продолжать участие в профессиональных пробах.  

Самые высокие оценки от 7-х классов получили профессиональные пробы: «Кондитерское дело», «Поварское дело», «Технология моды» и мастер класс «Навыки оказания первой помощи». Восьмиклассники и девятиклассники оценили вышеперечисленные профессиональные пробы, а также такие отметили занятия, такие как лабораторно химический анализ «Мы исследователи», профпроба «Электромонтаж» и исследовательская экспедиция «Секретные материалы». 

Для 10-11 классов акцент был поставлен на развитие коммуникативных, лидерских качеств, приоритет был отдан занятиям, которые смогут оказать максимальную помощь при выборе профессий. Лидерами среди положительных оценок стали занятия: Интерактивная игра «Жизнь пройти не поле перейти», Кейс «Финансовая грамотность», Коммуникативный тренинг, Проектировочная сессия «Пирамида навыков, Игровой тренинг «Ни один человек не может быть островом», Предпринимательский стартап «Создай свою фирму», Практикум «Softskills лидера».

Знакомство с миром профессий не обошлось без презентации профессий будущего, которые представили сотрудники Кванториума РЖД. Ребятам продемонстрировали работу 3D принтера, с его возможностью воссоздавать желаемые предметы, а также управление квадрокоптером и другим современным оборудованием.

Возможно, что некоторые нынешние старшеклассники, окончив через несколько лет колледжи или вузы, еще смогут застать ситуацию востребованности тех профессий, на которых их сегодня «профориентируют» в регионах. Что касается воспитанников детских садов и учеников начальной школы, то им, скорее всего, придётся жить и работать в условиях совершенно иной цифровой экономики, где привычные профессии приобретут принципиально новый вид. Но одно останется неизменным, определиться с будущей профессий можно только попробовав и примерив ее на себя, а в этом могут помочь только профессиональные пробы.