Размер шрифта: Цвета:

Педагоги профессиональных образовательных организаций Приангарья обсудили стратегические ориентиры воспитательной работы на 2022-2023 учебный год

18 августа 2022

17 августа Региональным институтом кадровой политики, в рамках проведения августовских мероприятий для руководящих и педагогических работников профессиональных образовательных организаций Иркутской области, была проведена проектно-аналитическая сессия «Стратегические ориентиры воспитания».

В работе сессии приняли участие более 100 педагогических работников и специалистов, курирующих воспитательную работу в профессиональных образовательных организациях нашего региона. Участники обсудили основные ориентиры воспитания в системе среднего профессионального образования, поработали над проектированием эффективных форматов работы с обучающимися по приоритетным направлениям воспитания в мастерских «гражданско-патриотическое воспитание» и «наставничество в воспитании: общие тенденции и ключевые направления». Педагогам было предложено определить, какие форматы проведения воспитательных мероприятий являются эффективными, какой должна быть система воспитательной работы в ПОО и как оценить её качество.

Участников мероприятия приветствовала Родионова Елена Геннадьевна, Директор АНО "АСТИК", Председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по делам молодёжи, развитию добровольчества и патриотического воспитания, Член Координационного Совета Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». «Я очень рада, что Иркутск и Иркутская область всегда находятся в авангарде интересных  молодёжных идей, воспитательных технологий, развития патриотического воспитания в стране…», - отметила Елена Геннадьевна. Она акцентировала внимание на важности патриотического воспитания молодёжи, а также обозначила необходимость качественной подготовки будущих учителей в колледжах и вузах нашей страны к работе с современной молодёжью. Отдельно была отмечена  значимость вовлечения молодежи в такие значимые федеральные проекты как конкурс грантовой поддержки Фонда президентских грантов, Всероссийская акция «День единых действий» и другие.

Обсуждая современные форматы проведения воспитательных мероприятий, участники делились своим опытом. Бабакина Мария Александровна, педагог-организатор Иркутского регионального колледжа педагогического образования, рассказала о таком формате как ежегодный форум. Например, в этом году в колледже прошел уже V Образовательный форум «Колледж: вчера, сегодня, завтра», который имел гражданско-патриотическую направленность, был посвящен Году культурного наследия народов России и 85-летнему юбилею Иркутской области.

Витковская Ольга Иннокентьевна, педагог-психолог Иркутского техникума речного и автомобильного транспорта, рассказала о деловых играх, квестах и тренингах с обучающимися, в том числе со студентами, имеющими статус лиц с ограниченными возможностями здоровья. Ольга Иннокентьевна поделилась «фишками» которые делают такие формы работы эффективными и результативными.

Заместитель директора Регионального института кадровой политики Измайлова Татьяна Владимировна обозначила важность деятельностного, активного подхода в организации воспитательной работы.

Согласно мониторингу воспитательной работы профессиональных образовательных организаций за первое полугодие 2022 года, большинство воспитательных мероприятий имеют информационный характер (лекции, беседы и т.п.), без активного вовлечения студентов в деятельность.

С сентября 2022 года во всех образовательных организациях еженедельно будут проходить занятия «Разговоры о важном», центральными темами которых будут историческое просвещение, нравственность, экология, патриотизм.  Всего предложено 34 урока в течение учебного года.

При этом, необходимо понимать, что такие личностные результаты, которые заложены в программах воспитания не могут быть достигнуты исключительно на классных часах и других пассивно-информационных мероприятиях. Для работы с возрастной категории обучающихся СПО (16-18 лет) необходимо активно использовать метод организации деятельности: учебной, трудовой, социальной. В этом возрасте высока потребность в приобретении личного опыта. Воспитательный эффект достигается в общении и достижении успеха в процессе деятельности.

Кроме того, СПО готовит к выходу на рынок труда. Поэтому в профобразовании особенно важно формировать ценностное отношение к труду. Человек, который осознает ценность своего труда, относится к нему с  уважением  имеет более высокую производительность и личную успешность.

Большой потенциал в воспитании традиционных ценностей имеет добровольческая деятельность (ею заняты 9% обучающихся ПОО), туристско-краеведческая деятельность (1%). Тут есть куда расти.

В этом году для студентов ПОО организован целый ряд региональных краеведческих, культурно-исторических программ, которые проходят в течение года. Среди них, конкурсы:

  • «Родина моя-маршрутами открытий»
  • «История семьи в истории родного края»
  • «Окна дома моего» и другие.

Они позволяют получить опыт социо-культурной проектной деятельности.

Обсуждая роль наставничества в воспитании,  Зыкова Анна Николаевна, руководитель центра развития воспитания и сопровождения конкурсов, проектов и программ РИКП, напомнила коллегам о внедрении с 2019 года во всех учреждениях профессионального образования Целевой модели наставничества. Анна Николаевна рассказала коллегам о ключевых направлениях наставнической деятельности в воспитательной системе, особенностях организации коммуникации между наставником и наставляемым и важности личности и смысловых ориентиров наставника. Внедрение в ПОО наставнических практик, в том числе для решения воспитательных задач является одним из значимых направлений. Когда педагог выступает как партнер, старший товарищ, обладающий уникальным опытом – это имеет гораздо больший воспитательный эффект.   Перспективно создание в педагогическом процессе особых отношений с обучающимися, отношений созидающего взаимодействия. У педагогов есть единственный способ помочь юноше, девушке в обретении социального опыта и освоении нравственных истин – включить их в практику совместного переустройства мира к лучшему. Попытки насильно загнать, заставить имеют обратный результат.

Директор Черемховского педагогического колледжа Мащенко Оксана Николаевна предложила проработать идею создания интерактивной платформы, где обучающиеся могли бы делиться своими историями успеха в различных видах деятельности (добровольчество, спорт, наставничество, патриотическая деятельность и др.), выступая в роли «наставника» для остальных ребят.

В завершении участники сессии сформулировали предложения по повышению эффективности воспитательной работы с обучающимися в 2022-2023 учебном году:

  • активное включение всех профессиональных образовательных организаций региона в федеральный проект «Разговоры о важном» https://razgovor.edsoo.ru/;
  • более широкое использование метода организации деятельности: учебной, трудовой, социальной в воспитательных целях;
  • уделять пристальное внимание воспитанию у студентов системы СПО ценностного отношения к труду;
  • развивать добровольческую деятельность студентов и туристско-краеведческое направление, как имеющих большой потенциал в воспитании традиционных ценностей;
  • от охвата воспитательными мероприятиями переходить к учеты индивидуальных личностных достижений обучающихся;
  • расширять практику наставничества в воспитательных целях;
  • использовать современные, вовлекающие в деятельность формы воспитательной работы. Проводить регулярные студенческие проектные сессии по разработке идей и направлений творческих мастерских; создать Совет волонтёров профессиональных образовательных организаций Иркутской области.

Материалы мероприятия