Размер шрифта: Цвета:

О результатах мониторинга доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ на территории Иркутской области

31 октября 2017

25 октября 2017 года на расширенном заседании коллегии министерства образования Иркутской области был заслушан доклад ГАУ ДПО ИО «РЦМРПО» о реализации мер, направленных на обеспечение доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, и их результативности.

В содержании доклада было обозначено, что повышение доступности образования для инвалидов и лиц с ОВЗ является одним из приоритетных направлений государственной политики. Это касается и профессионального образования. В частности, Письмо Минобрнауки РФ от 16 апреля 2015 г. №01-50-174/07-1968 «О приеме на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья» указывает, что отсутствие у профессиональной образовательной организации специальных условий для получения образования лицам с ОВЗ и инвалидностью является нарушением лицензионного требования. Мониторинг таких специальных условий является важной задачей, позволяющей не только определить готовность профессиональных образовательных организаций к обучению лиц с инвалидностью и ОВЗ, но также и определить «точки роста» организаций, сформулировать рекомендации для повышения уровня доступности образовательных услуг. 

При проведении мониторинга доступности мы ориентировались на «Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в профессиональных образовательных организациях, в том числе в оснащенности образовательного процесса» (утв. 26 декабря 2013 года №06-2412вн).

Согласно этому документу, в образовательной организации должны быть созданы следующие условия: организационно-нормативное обеспечение (в том числе – локальные нормативные акты, наличие структурного подразделения, сопровождающего процесс обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью); кадровое обеспечение; профориентационная работа с лицами с ОВЗ и инвалидностью; доступность зданий и сооружений; материально-техническое обеспечение образовательного процесса; адаптация образовательных программ и УМК, использование дистанционных образовательных технологий, комплексное сопровождение образовательного процесса и здоровьесбережение обучающихся.

В настоящее время все профессиональные образовательные организации Иркутской области имеют в штате сотрудников, прошедших специальное обучение по вопросам профессиональной подготовки лиц с ОВЗ и инвалидностью, разработки адаптированных образовательных программ СПО и профессионального обучения. Для решения этой задачи ГАУ ДПО ИО РЦМРПО, в том числе совместно с базовой ПОО, ежегодно проводит курсы повышения квалификации по самым актуальным вопросам профессионального обучения инвалидов и лиц с ОВЗ. Вместе с тем, в штатном расписании образовательных организаций отсутствуют рекомендованные законодательством должности тьютора, тифлопедагога, сурдопереводчика.  Исключение составляет ГБПОУ ИО ИРКПО (имеется должность тьютора) и ГБПОУ ИО ИТАС (имеются сурдопереводчики).

Следующая группа условий согласно Требованиям к организации образовательного процесса заключается в работе с абитуриентами, профориентационных мероприятиях. Сегодня инвалиды и лица с ОВЗ получают возможность обучаться как по программам профессионального обучения и дополнительного профессионального образования (без повышения уровня образования), так и по программам среднего профессионального образования. Приказом Минтруда России от 04.08.2014 N 515 «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности» рекомендован список профессий и специальностей для лиц с инвалидностью, в том числе для профессиональной переподготовки или профессионального обучения.

Другое направление работы с абитуриентами связано с обеспечением доступности информации на сайте образовательной организации.  В соответствии с постановлением Правительства №575 образовательные организации публикуют информацию о создании специальных условий для лиц с ОВЗ и инвалидностью на официальных сайтах. В настоящее время 93% ПОО опубликовали соответствующую информацию (54 из 58). Необходимо продолжить вести работу по увеличению юзабилити сайта, простоты в поиске информации (по результатам мониторинга только 65% ПОО имеют вкладку для лиц с ОВЗ и инвалидностью).

Данные об адаптированных образовательных программах профессионального обучения и СПО разместили на своих сайтах 42 ПОО (72%). В качестве рекомендации образовательным организациям предложено размещать на сайте информацию о нозологии, для которой программа адаптирована, а не только в тексте самой программы. Это позволит легче сориентироваться абитуриентам с инвалидностью, найти подходящую для себя программу, рекомендуется разделять на страницах сайта адаптированные образовательные программы профессионального обучения и СПО. Также стоит отметить, что некоторые программы требуют доработки, в частности, это касается программ профессионального обучения. Программы профессионального обучения реализуются в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. № 292 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения» (ред. от 27.10.2015). Согласно данному приказу, формы, продолжительность обучения по конкретной профессии устанавливаются образовательной программой, разрабатываемой и утверждаемой образовательной организацией самостоятельно. При определении содержания образовательной программы разработчики ориентируются на квалификационные справочники и профессиональные стандарты (при их наличии). С одной стороны, это позволяет образовательным организациям самостоятельно адаптировать образовательную программу и устанавливать сроки обучения для лиц с инвалидностью в соответствии с их особенностями, индивидуальной программой реабилитации. При необходимости, инвалиды имеют возможность получать образование по индивидуальному учебному плану, что позволяет учесть уже имеющийся профессиональный опыт и выстроить программу с учетом реальных потребностей слушателя. С другой стороны, это предъявляет дополнительные требования к разработчикам программ.

Одной из приоритетных задач развития инклюзии и повышения доступности образовательных услуг является материально-техническое обеспечение образовательного процесса, повышение доступности зданий и сооружений образовательных организаций. Согласно Приказу Министерства образования и науки РФ №1309 от 09.11.2015 года, образовательные организации разрабатывают и утверждают паспорт доступности объектов и услуг, в том числе – разрабатывают план повышения доступности объекта социальной инфраструктуры (образовательной организации). В настоящее время 79% профессиональных образовательных организаций Иркутской области опубликовали на официальных сайтах паспорта доступности. Вместе с тем, в ряде случаев, паспорт заполнен некорректно или частично, что вызывает необходимость дальнейшего проведения разъяснительной работы в форме вебинаров, семинаров и практикумов по данной теме. Частично или условно доступными объектами в настоящее время являются: ГАПОУ ИО «Иркутский колледж экономики сервиса и туризма», ГБПОУ ИО «Региональный колледж педагогического образования», ГБПОУ ИО «Ангарский педагогический коллеж», ГБПОУ ИО «Иркутский энергетический колледж», ГБПОУ ИО «Иркутский аграрный техникум», ГБПОУ ИО «Химико-технологический техникум г. Саянска». На карте доступности (http://www.kartadostupnosti.ru/) из профессиональных образовательных организаций присутствует ГАПОУ ИО «Иркутский колледж экономики сервиса и туризма».

Направление: комплексное сопровождение образовательного процесса и здоровьесбережение. Данные о здоровьесбережении обучающихся опубликованы на сайтах 43% ПОО, однако зачастую данные не являются полными или не включают описание мер по сопровождению лиц с различной нозологией. К сожалению, не во всех организациях реализуется адаптивная физическая культура. Прежде всего, это связано с недостатком специалистов, имеющих соответствующее образование, что вызывает необходимость разработки курсов ПК или проф. переподготовки для преподавателей физической культуры.

Кроме организации процесса профессионального обучения лиц с инвалидностью, другой приоритетной задачей является трудоустройство выпускников-инвалидов. Одним из мероприятий, способствующих трудоустройству выпускников-инвалидов, является обобщение и распространение опыта ПОО в этом вопросе. В настоящее время к публикации на сайте ГАУ ДПО ИО «РЦМРПО» готовятся интервью с представителями профессиональных образовательных организаций (ИКЭСТ, ИТТриС, ИТМ, ИРКПО), которые рассказывают о своем опыте (и затруднениях) по содействию трудоустройству выпускников – инвалидов. Одним из наиболее значимых мероприятий в направлении трудоустройства (а косвенно – и в развитии профориентации, развитии волонтёрских организаций) для инвалидов и лиц с ОВЗ является проведение регионального чемпионата конкурса профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс» – http://abilympicspro.ru/.

Результаты мониторинга показывают, с одной стороны, результативность проводимых мероприятий по повышению доступности образовательных услуг в профессиональных образовательных организаций, с другой стороны, позволяют выделить приоритетные задачи для дальнейшей работы в этом направлении. Обнаруживается необходимость разработки и совершенствования курсов повышения квалификации. Одной из приоритетных задач является разработка курсов ПК в области адаптивной физической культуры. Также важным вопросом по результатам мониторинга является совершенствование адаптированных образовательных программ СПО и проф. обучения, в том числе – экспертиза разработанных программ на предмет соответствия нормативным требованиям. Важными задачами, которые стоят перед образовательными организациями, является доработка паспортов доступности объектов и услуг, а также более полное описание социокультурной среды образовательной организации на официальном сайте, развитие волонтерского движения, разработка мероприятий по содействию трудоустройству обучающихся с инвалидностью/ ОВЗ, повышение юзабилити сайтов для повешения информационной доступности для абитуриентов с ОВЗ/ инвалидностью. Продолжение работы по повышению доступности образовательных услуг будет способствовать как лучшей интеграции лиц с инвалидностью/ОВЗ в социальную среду, так и развитию профессиональных образовательных организаций в целом.