Размер шрифта: Цвета:

Новости пилотных площадок: МКОУ "Александровская СОШ" Братский район

13 июня 2019

Реализация модели агробизнес-школы «Родники» муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Александровская СОШ» Братского района

 

«Родник – не просто источник питьевой воды,

это живая нить,

которая связывает нас не только с прошлым,

но и с будущим»

Народная мудрость

Проблема возрождения и развития села в современных социально-экономических условиях России выступает одной из приоритетных задач на ближайшую и на отдаленную перспективу. Необходимость создания благоприятных условий для формирования и устойчивого развития сельских территорий является одной из важнейших стратегических целей современной политики Иркутской области. И в этом может помочь современная  школа, поэтому перед сельскими образовательными учреждениями поставлен важный инновационный ориентир: создание условий для формировании агробизнес-компетенций.

По словам автора Проекта Концепции развития агробизнес-образования на сельских территориях Иркутской области  профессора Татьяны Александровны Стефановской, агробизнес-образования – это «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, направленный на развитие личностных, метапредметных, предметных результатов. (Человек. Природа (Земля). Сельскохозяйственный Труд (бизнес, предпринимательство)»  

Отсюда, вслед за уважаемым учёным, миссию современной сельской школы мы видим в воспитании ученика как гражданина и труженика, способного к осознанному и добровольному выбору сельского образа жизни, сельскохозяйственного труда, на основе знания современных агротехнологий и агробизнеса, готового к умелому сочетанию трудовой деятельности как в агросфере, так и в социокультурной сфере сельских поселений с заботливым и бережным отношением к земле, технике, людям, окружающей природе и к собственному здоровью.

Изучив первоначальные собственные возможности  и опыт работы образовательных учреждений – пилотных площадок области, мы приняли решение о создании модели агробизнес-образования «Родники». Какой мы её видим?

В связи с большим оттоком молодежи, процессом старения населения сокращается численность сельских жителей. Поэтому миссия школы привлечение молодежи на малую родину через воспитание ученика, как гражданина и труженика, способного к осознанному и добровольному выбору сельского  образа жизни.

Достижение целей программы реализуется методами обучения, соответствующими идеологии развивающего обучения, методами деятельностного подхода, личностно-ориентированной педагогики.

Одним  из ключевых направлений деятельности нашей школы является работа с родителями, основанная на сотрудничестве, совместном планировании и организации образовательного процесса. Отношение  участников образовательных отношений к предлагаемой модели агробизнес – школы – настороженно положительное. В школе обучается 96 учащихся из 71 семьи. Ребята являются помощниками своим родителям по ведению подсобного хозяйства. Из 71 семьи занимаются растениеводством – 100%, животноводством – 50 (70%) семей.  На территории села сложились целые династии, ведущие крестьянско-фермерское хозяйство, поэтому программа будет реализована  на основе сотрудничества с крестьянско-фермерскими хозяйствами (9 хозяйств), особо тесное будет продолжено с индивидуальным предпринимателем Николаем Ивановичем Поташовым, его хозяйство является передовым в муниципальном образовании «Братский район», также с Центром занятости населения,  учреждениями профессионального образования (Тулунский аграрный техникум, колледжи г. Братска,   Иркутский государственный аграрный универститет им. Ежевского)

Модель агробизнес-образования – инновационная общеобразовательная сельская школа нового типа, сочетающая учебный процесс, эффективное трудовое обучение и воспитание, производственную культуру, раннюю специализацию. В связи с этим, направления обучения по агроспециальностям, мы видим в следующем:

Начальная школа: Время погружение детей в мир  агронаправления. Предметы «Окружающий мир», «Технология», становятся основополагающими предметными областями агротехнологи­ческого компонента, в дополнение курсы внеурочной деятельности (Народные игры и обряды, Огородные чудеса, Учись жить в безопасности). Начальные навыки обработки древесины (выпиливание, выжигание, роспись по дереву). На этапе начальной школы будут разработаны варианты проектной деятельности в соответствии с возрастом учащихся, вовлечение детей.

Основная школа:  формирование необходимого комплекса знаний, навыков в ходе изучения общеобразовательных предметов, прак­тических и лабораторных занятий, проектной деятельности; становление духовно-нравственных ценностей, моти­вации к ведению сельского образа жизни.   В ходе такой подготовки ученики основной школы смогут определить свое место в экономи­ческом пространстве региона, осознать моральную и правовую ответственность за собственную судьбу с позиции ее про­фессионального становления.

Средняя школа:   В старших классах школьники должны познакомиться с профессиями социально-экономической сферы АПК, с формированием спроса и предложения на сельском рынке труда, с конкуренцией. Пришкольная  территория позволит реализовать на практике все, что будет изучено в школьных кабинетах. Без практики невозможно сформировать у школьника навыков и тем более профес­сиональных компетенций. Выпускники получат профессиональное обучение по специальности «Тракторист категории «С».

По завершении работы модели мы видим   результаты во всех направлениях образовательного процесса такие как:

  • повышение уровня качества знаний школьников,   
  • духовно-нравственных компетенций,
  • профессиональных компетенций педагогов,
  • упрочнение связи школы с инфраструктурами сельского сообщества

Какие наработки в направлении агробизнес-образования мы уже имеем?

Учебный процесс осуществляют 17 педагогов, из них 71% имеют высшее профессиональное образование, 41% прошли курсовую подготовку по агробизнес-образованию. В школе стабильный кадровый потенциал, обладающий необходимым уровнем преподавания и способный к творческой, поисковой работе. Методическое сопровождение, эффективную организацию, своевременное оформление и представление полученных результатов по реализации модели агрошколы осуществляет директор Астапова Людмила Николаевна. Для эффективной работы в школе функционирует кабинет технологии для девочек с комплексом для изучения пищевых производств, комбинированная учебная мастерская для мальчиков, опытно-экспериментальный  участок с отделами овощных культур и  цветочно-декоративных растений, производственный овощной отдел, имеющий площадь 0,8 га, трактор колесный ЛТЗ-60.

Всякое общество начинается со школы, и ею же оно и заканчивается. При всех разрушительных тенденциях именно школа сохраняет возможность воспитания юного поколения в духе общности, социальной ответственности, крестьянской морали.

         

 

Терен Татьяна Ивановна

заместитель директора по воспитательной работе

 МКОУ «Александровская СОШ»

 Братский район