Размер шрифта: Цвета:

Новости пилотных площадок: МБОУ "Хохорская СОШ" Боханский район

5 июля 2019

Реализация модели агробизнес-образования

в МБОУ «Хохорская СОШ»

Опыт работы агробизнес-школы «ТYрэhэн дайда» («Родная земля»)

«Идти вперед легче, если идти вместе»

(Джон Ф.Кеннеди)

         На современном этапе развития общества, агробизнес является одной из наиболее перспективных отраслей в России. Сельская школа является важным звеном в российской системе образования, а также центром притяжения всего сельского социума.

         Наша школа находится в 131 км. от областного центра г. Иркутска. Расположилась она в Идинской долине, которая славится своими сельскохозяйственными традициями, именитыми выпускниками.

         На основании распоряжения Министерства образования Иркутской области № 932-мр от 19 ноября 2015г. об утверждении пилотных площадок, в нашей школе открыта школьная опытно-экспериментальная площадка по апробации механизмов развития системы непрерывного агробизнес-образования. Педагогами школы, в лице Хореновой Г.А., директор школы, Дарханова Э.И., зам.дир.по ВР, Гомбоева И.Б., учитель начальных классов, Гергенов К.Р., учитель начальных классов,  разработана модель агробизнес-школы «ТYрэhэн дайда» («Родная земля»).

         С 2015 г. в МБОУ «Хохорская СОШ» активно реализуются мероприятия по агробизнес-направлению. В данном инновационном направлении задействованы обучающиеся в количестве 271чел., родители – 406чел., а также социальные партнеры – 7.

         В содержании части формируемой участниками образовательных отношений в основном общем образовании включены факультативы:

Название факультатива, кружка, руководитель.

Кол-во часов в нед

Формируемые компетенции, практические навыки

1

«Садоводство»  5 «б», 6 «б», 8 «а», 8 «б» классы; (Барлукова В.В., учитель химии).

1 ч

  • Приобретение элементарных навыков садоводства, знание основных определений, умение находить актуальную информацию, производить промеры участка и строить план его ландшафтного использования;
  • определять механический состав почвы и возможные посадки растений на данном виде почвы;
  • совершать посев семян однолетних цветочных культур на рассаду;
  • выращивать цветочную рассаду;
  • высаживать многолетние растения
  • производить систематический своевременный уход за посадками травянистых и древесно-кустарниковых растений;

2

«Основы предпринимательства» 10 «а» класс (Хоренов А.М., учитель истории и обществознания)

Готовность к эффективной коммуникации, к использованию информационных ресурсов, ориентирование в основных бизнес-понятий, умение проектировать свою траекторию, самоорганизация деят-сти.

3

«В мире биологии», 10-11 кл. (Барлукова А.Р., учитель биологии).

Иметь представление об анатомических, физиологических особенностях организма, понимать место человека в природе, взаимодействия между живыми организмами, экологические знания, законы наследования признаков, основы селекции, закономерности эволюции. Уметь: соблюдать правила гигиены, сохранять свое здоровье, работать с наглядным материалом, с техническими средствами обучения, с микроскопом.

4

«Рукодельница» (Никифорова Л.М., учитель технологии)

Иметь представление о видах тканей, обладать элементарными навыками самоообслуживания, уметь использовать полученные навыки шитья в практической жизни.

5

«Мастерица», 4 «к», 7 «к», 8 «к», 9 «к» классы,  (Никифорова Л.М.)

 

Иметь представление о видах пряжи, наборах петель; уметь вывязывать лицевую и изнаночную сторону, уметь использовать полученные навыки вязания в практической жизни.

6

«Занимательная математика», 10-11 кл. (Кравцова М.А., учитель математики).

Умение анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, делать выводы.

Решать задачи на смекалку, на сообразительность.

Решать логические задачи.

Работать в коллективе и самостоятельно.

Расширить  свой математический кругозор.

Пополнить свои математические знания.

Научиться работать с дополнительной литературой.

7

Робототехника, 6-11 кл. (Багдуев В.В. учитель математики и физики)

Умение программировать систему действий для применения в сельском хозяйстве, решать логические задачи, умение работать в команде.

8

«Занимательная лингвистика», 5 кл (Хабалтуева Т.П., учитель русского языка и литературы)

Умение использовать речь и речевые оборы для построения правильной мысли, разбираться в элементарных лингвистических понятиях, обладать коммуникативными навыками.

С 1-4 классы также в учебную и во внеурочную деятельность в образовательных программах вводится агротехническое направление:

         - «Цветочная клумба» (Коняева Г.Г., Солохудинова С.К.) - 1ч. в неделю, 3 «б», 1 – 4 класс;

         - «Экологическое творчество» - 1ч. в неделю, 2 «а», 2 «б», 3 «а»,  классы;

         - «Маленькие хозяева» (Шоболова М.И., Шаргаева В.В.) - 1ч. в неделю, 1 «а» класс.

Ученики нашей школы, все чаще, возвращаются в родные края, для того, чтобы внести свой вклад в развитие и процветание Малой родины. За период с 2014 – 2018гг 12 выпускников школы вернулись в свое село. Также за данный период времени, 11 обучающихся, поступили в образовательные организации ВПО и СПО сельскохозяйственной направленности.

Одним из направлений системы непрерывного агробизнес-образования является организация деятельности обучающихся на учебно-опытном  участке (руководитель Баранникова А.Е., учитель начальных классов и технологии). Из года в год на пришкольном участке работники школы, обучающиеся собирают богатый урожай. В период реализации агробизнес-модели, валовый сбор сельскохозяйственной продукции составил:

Наименование с/х продукции

Количество, кг

1

Картофель

1500кг.

2

Морковь

195 кг.

3

Свёкла

730кг.

4

Капуста

1200кг.

5

Кабачки

120кг.

         Реализация сельскохозяйственной продукции населению составила 575кг. Для организации горячего питания школьников было использовано:

Картофель – 1500кг. (100%);

Морковь – 195кг. (100%);

Свёкла – 730кг (100%);

Капуста – 625кг. (52%);

Кабачки – 120кг.(100%).

         Реализация агробизнес-образования в школе через урочную и внеурочную деятельность нашла  отражение в программе развития школы, в основной образовательной программе, наличие перспективного планирования реализации агробизнес-образования, в программе внеурочной деятельности, программах кружков, факультативов, а также в различных мероприятиях, проектной и опытно-экспериментальной деятельности. Имеется локальная нормативно-правовая документация:

Наименование

1

Приказы (областного, муниципального, школьного уровней) по организации работы над проектом:

  1. Приказ 210/1 от 12.05.2015 г.  «Об организации деятельности региональной инновационной площадки по агробизнес-образованию»;
  2. Приказ 210\2 от 12.05.2015 г.   «Об утверждении плана реализации модели «Агробизнес-школа  «Турэhэн дайда» (Родная земля)»
  3. Приказ 210/3 от 12.05.2015 «О создании рабочей группы по внедрению и реализации инновационной деятельности по агробизнес - образованию»;
  4. Приказ 25 от 02.09.2015 г. «О проведении внутришкольного контроля по реализации модели агробизнес-образования»;
  5. Приказ 25/1 от 02.09.2015 г. «Об утверждении положения «Об инновационной деятельности в рамках реализации модели

          «Агробизнес-школа  «Турэhэн дайда»;

2

Положения по разработке и реализации модели агробизнес-школы:

  1. Положение «Об инновационной деятельности в рамках реализации модели «Агробизнес-школа  «Турэhэн дайда» (Родная земля)» (протокол заседания Педсовета 1 от 29 августа 2015 года, приказ №25/1 от 02.09.2015 г.).

3

Положение о стимулировании педагогов, реализующих агробизнес-образование

4

Приказ о внесении дополнений в должностные инструкции участников агробизнес-образования

5

Положение о практике (учебная, социальная, трудовая, летняя и т.д.)

6

Пакет документов по организации практики

7

Положение об организации профессиональных проб (дневник,  договоры с организациями, план проведения проф. Проб и т.д.)

8

Пакет документов по организации профессиональных проб (дневник,  договоры с организациями, план проведения проф. Проб и т.д.)

9

Документы, регулирующие отношения с другими учреждениями и организациями.

Перечислите организации, с которыми заключены договоры по реализации модели агробизнес-школы

10

Положение о системе оценивания достижений обучающихся по агробизнес-образованию

11

Перспективный план реализации агробизнес-образования, дорожная карта на 3 го

Материальная база школы, используемая для реализации агробизнес-образования:

Таблица №1 «Оснащенность компьютерной техникой»

Кол-во ПК в ОУ/используемые в учебных целях

Кол-во проекторов

Кол-во принтеров

Кол-во ноутбуков

Кол-во интерактивных досок

Видеокамера

Сервер

1

30/23

10/10

11/11

8/8

3/3

1/1

1/

Таблица №2 «Оснащенность садовым инвентарем»

Кол-во теплиц

Кол-во ведер

Кол-во леек

Кол-во тяпок

Кол-во бочек

Кол-во лопат

1

1

10

11

8

1

10

При реализации модели агробизнес-образования наша школа столкнулась с рядом проблем: недостаточное обеспечение учебно-методическими пособиями по агробизнес-образованию, недостаточно развитая материально-техническая база, нехваткой садового инвентаря, а также отсутствие малогабаритной сельскохозяйственной техники.

Практические результаты реализации инновационной модели отразились в открытии 2016 году школьного сада «Идинка» (с 2016г –  руководитель Барлукова В.В. учитель химии, с 2018г. –  Багдуева М.К., старший вожатый). В саду на данный период времени посажены: смородина (45шт), вишня (10шт), малина (15шт), жимолость(9шт), крыжовник (9шт), облепиха (9шт).

 В этом же году выпускники школы совместно с педагогами высадили на фасаде образовательного учреждения декоративную смородину, которая на данное время хорошо прижилась, и уже имеются плоды.

 В 2018 году, 29 марта была организована и проведена межрегиональной научно-практической конференции на базе МБОУ «Хохорская СОШ» «Социализация сельских школьников в условиях реализации инновационного проекта непрерывного агробизнес образования».

В этом же году, на базе нашей школы был проведен межрайонный научно-методический семинар руководителей

образовательных организаций Боханского и Нукутского районов

«Тенденции и перспективы инновационного развития сельской школы», где педагоги школ обменялись опытом работы по агробизнес-образованию.

Участие педагогов в мероприятиях агробизнес-направленности является неотъемлемой частью реализации проекта:

- Областной конкурс «Начинающий фермер», «Выращивание плодово-ягодных культур» учитель химии Барлукова В.В. (2017-2018уч.гг);

- Участие в областном конкурсе «Студент и творчество», Бизнес-план проект «Создание, расширение, модернизация производственной базы, увеличение объемов производимой и реализуемой ягодной продукции  на 2017-2020 годы» учитель химии Барлукова В.В. (2017-2018уч.гг);

- Областная НПК «По итогам года экологии», 3 место, «Сохраним прошлое и будущее Байкала» учитель биологии Барлукова А.Р. (2017-2018уч.гг);

- Участие во всероссийской НПК «Земля – наш общий дом», учитель биологии Барлукова А.Р. Результат - публикация в сборнике (2017-2018уч.гг)

Обучающиеся МБОУ «Хохорская СОШ» также активно участвуют в реализации программ агробизнес-направленности.

В 2015году ученики со своими бизнес-проектами приняли участие в Областном конкурсе «Начинающий фермер»:

  1. «Бизнес – план агротуристического агентства «Идинская долина» (автор Сирина Анастасия ученица 5 класса, руководитель Гергенов Константин Родионович, учитель начальных классов,   результат – 3 место.
  1. «Бизнес-план по созданию, расширению, модернизации производственной базы, увеличению объемов производимой и реализуемой сельхозпродукции КФХ Баранниковой И.М. на 2016-2019 годы (мясное направление(автор Баранникова Ирина ученица 11 класса, руководитель Барлукова Вера Васильевна, учитель химии, результат – 1 место.

    Также обучающиеся приняли участие   в региональной НПК «Молодежь: шаги в науку», «Оценка загрязненности пищевых продуктов спорами грибов» (автор Сахабутдинова Татьяна Хамитовна, ученица 10 класса, руководитель Барлукова Анна Руслановна, учитель биологии.

    В 2017году ученица 4 класса Багдуева Валерия участвовала в XVI районной научно-практической конференции «Шаг в будущее» в секции «Наша планета Земля» и заняла 2 место. Учащиеся начальных классов реализуют коллективные проекты: «Выращивание зеленого лука на подоконнике» (руководитель Мархаева Л.А.), «Моя первая цветочная клумба» (руководитель Коняева Г.Г.), «Мини-проект двора» (руководитель Шоболова М.И).

 В декабре 2018г. ученики школы представили свои работы в Открытой окружной научно-практической конференции агротехнологической направленности «Будущий хозяин земли», п. Усть-Орда. Кудрина Алисия заняла 3 место, Бардухинова Алина, получила диплом за актуальность, Мадаева Мария, участие. В этом же году ученицы 9 «а» класса Хурхутова Ксения и Бардухинова Алина, приняли участие в Областной НПК «Дорогой Ежевского» с бизнес-проектом «Выгодно ли держать личное подсобное хозяйство» на базе ФГБОУ  ВПО «ИрГАУ имени А.А. Ежевского»  (Руководитель Кравцова М.А. учитель математики). А также 9 учеников 9-11 классов в сопровождении педагога-психолога Инкеевой А.А. выезжали на XI Зимнюю сессию лидеров студенческого самоуправления профессиональных организаций Иркутской области в г. Байкальск.

  Реализация модели агробизнес-образования идет в тесном взаимодействии с образовательными организациями: ОГБОУ СПО «БПК имени Доржи Банзарова», ГБПОУ "Боханский аграрный техникум", ФГБОУ  ВПО «ИрГАУ имени А.А. Ежевского», НОУ СПО «Байкальский техникум права и предпринимательства», ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет» - Байкальский центр экономического образования предпринимательства БГУ,  ГАУ ДПО ИО «Региональный институт кадровой политики и непрерывного профессионального образования» Ресурсный методический центр агробизнес-образования, общеобразовательные организации области. Ежегодно ученики выпускных классов выезжают на День открытых дверей, а также участвуют в Профессиональных пробах, проводятся консультации по профессиональному самоопределению. Совместно с преподавателями ФГБОУ  ВПО «ИрГАУ имени А.А. Ежевского» в нашей школе был разработан план и обустройство плодово-ягодного питомника «Идинка». В 2018 г на базе нашей школы была проведена межрегиональная научно-практическая конференция «Социализация сельских школьников в условиях реализации инновационного проекта непрерывного Агробизнес-образования». В этом же году проведен межрайонный научно-методический семинар руководителей образовательных организаций Боханского и Нукутского районов

«Тенденции и перспективы инновационного развития сельской школы».
Также, НОУ СПО «Байкальский техникум права и предпринимательства» организует курсы по повышению квалификации, и предлагаются разработанные методические пособия по организации агробизнес-образования в школе.

    Взаимодействие с сельхозпредприятиями малого и среднего звена: И«Коняева В.Е.», КФХ «Наерханов К.Т.»,  ООО «имени П.С. Балтахинова», ИП КФХ «Имехеев И.Г.», ежегодно организуются профессиональные пробы, агроэкскурсии на предприятия, где наши ученики знакомятся с историей сельского хозяйства, а также приобретают практические представления по агробизнесу. Сельхозпроизводители оказывают постоянную спонсорскую помощь (материальную, финансовую).

Также учащиеся школы участвуют в Ежегодных районных весенних и осенних сельскохозяйственных ярмарках в п. Бохан, где реализуют свою продукцию: мясо кролика, сливочное масло, сметану, куриц, куриные яйца, варенье, творог, рассаду, поделки из дерева, вязаные изделия и многое другое. Дети учатся практическим навыкам торговли, развивают коммуникативные умения. Деньги, вырученные от реализации продукции, идут на нужды классов.

     На сегодняшний день, агробизнес – образование является наиболее перспективным и рентабельным направлением.  Реализуя данную модель непрерывного агрообразования, мы не только формируем конкурентноспособную и ответственную личность сельского ученика, но и сами профессионально развиваемся, тем самым способствуем устойчивому развитию сельских территорий Иркутской области.