Размер шрифта: Цвета:

Новости пилотных площадок: МБОУ ЦО "Каразей" Куйтунский район

8 июля 2019

Я - сельский житель, я – селянин,

Я хлебороб и коневод.

Я – Человек, я – Россиянин!

И этим я, поверьте, горд.

Я  - почтальон, что в снег и гром

Стучится под твоё окошко.

Я – пчеловод и агроном.

В селе я – каждый понемножку.

Я сею хлеб, лечу телят,

Гоню стада пастись в ночное.

И в школе я учу ребят

Любить село своё родное.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  Центр образования «Каразей» Куйтунского района основано в 1995 году. В это время  к школе с целью обеспечения преемственности в обучении и воспитании детей  был присоединен детский сад «Земляничка».

Центр образования «Каразей» - типичная сельская школа, главная задача которой -  подготовить   грамотного, трудолюбивого и предприимчивого выпускника, с развитыми социальными компетенциями, имеющего глубокие и разносторонние знания и  личный практический опыт.

             Стабильные  результаты деятельности нашего учреждения – это результат реализации до 2022 года  Программы развития школы «Качество жизни через образование». Основной задачей по реализации программы развития «Качество жизни через образование»    является повышение качества образования до 40 %.

На протяжении трех лет успеваемость и качество по школе  остаются стабильными.

100% выпускников получают  документ об образовании.  

Качество  обучения напрямую связано с эффективностью управления образовательным процессом.  В школе сформирована организационно - линейная структура управления, обеспечивающая стабильность и  эффективность деятельности школы.

         Человек, живущий на земле, духовно богат.  Как сформировать желание остаться на селе? Как сохранить опыт поколений, традиции сельского жителя?

С целью формирования у обучающихся предпринимательской компетентности, мотивации их на самореализацию в условиях села в 2017 г. в школе создана и направлена на агробизнес-образование школьников  модель агробизнес – школы «Школа трудового опыта».

С 2018 г. – наша школа - пилотная площадка министерства образования Иркутской области по реализации проекта «Агробизнес – школа и формирование системы непрерывного агробизнес – образования в Иркутской области».

Модель нашей агрошколы служит основой трудового воспитания учащихся, помогает учащимся овладеть первичными профессиональными навыками рабочих специальностей и самореализоваться в условиях села. Полученные в школе первичные профессиональные навыки рабочих специальностей: агронома, печника, кулинара, швеи, животновода, садовода могут стать  для многих источниками дохода.  Мы строим школу, в которой развитие детей обусловлено идеей: учащийся, живя на земле, должен знать и любить свою землю и быть готовым ее преобразовывать, почитать традиции семьи.

Реализуя данную модель, мы даем возможность учащимся получить первичные профессиональные навыки специальностей, широко востребованных в сельской местности.  Молодежь сможет остаться на селе и открыть свое дело.                           

Таким образом,  цель проекта:

Формирование у учащихся  МБОУ ЦО «Каразей» профессиональных компетенций и дальнейшая  социализация в условиях села.

Задачи:

1.           Сформировать у учащихся профессиональные компетенции через реализацию учебного плана урочной и внеурочной деятельности.      

2.           Наладить взаимодействие с сузами, вузами агротехнологической направленности, с предприятиями АПК.

3.           Повысить уровень профессионализма педагогов.        

4.           Определить уровень эффективности реализации модели «Школа трудового опыта»

Для реализации проекта «Школа трудового опыта» имеются необходимые организационно – методические  ресурсы:

  • Федеральный закон РФ от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р);
  • Федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (Постановление Правительства РФ от 15 июля 2013 года N 598);
  • Государственная программа Иркутской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" на 2014 - 2020 годы (Постановление Правительства Иркутской области от 9 декабря 2013 года N 568-пп);
  • Концепция развития непрерывного агробизнес-образования на сельских территориях Иркутской области на период до 2020 года (Приказ Министерства образования Иркутской области и Министерства сельского хозяйства Иркутской области от 18 июля 2014 г. N 85-МПР/61-МПР)
  • Концепция развития непрерывного агробизнес-образования  на территории МО Куйтунский район от 03.03.2015 г.
  • Программа развития школы  «Качество жизни через образование»  на период до 2022 г.
  • Локальные нормативные акты школы:

 - Положение о предпринимательской деятельности.

- Положение о летней трудовой практике.

- Положение о профессиональных пробах.

 -Программа по профориентационной работе «Сто дорог – одна твоя».

- Инструкции по ТБ для обучающихся во время работы на учебно – опытном участке школы.

Заключены договоры о сотрудничестве:

Договор о сотрудничестве с ФГБОУ ВО «Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского»

Договор о совместной профориентационной деятельности с ГБПОУ «Тулунский аграрный техникум». 

Договор о сотрудничестве (совместной деятельности) с КФХ «Воздвиженская А.Е.»

Договор о сотрудничестве (совместной деятельности)  с СПК «Колхоз Труд».

Учебно – методические ресурсы.

Программа для дошкольников  «Добро пожаловать в экологию».

Рабочая программа педагога «Агробизнес – образование»

Программа дополнительного образования «У очага»

Программа дополнительного образования  «Азбука содержания животных»

Рабочие  программы элективных курсов: «Секреты кухни», «Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства», «Устройство двигателя внутреннего сгорания», «Выпечные изделия», «Секреты кухни».

Материально – технические ресурсы:

  • пришкольный участок 0,5 га соток
  • трактор МТЗ -80
  • трактор ЛТЗ – 60
  • сельскохозяйственный инвентарь (плуг, сеялка, картофелекопалка и т.д.)
  • теплица, гаражи
  • хоздвор (32 головы: 1 кабан, 2 свиноматки, 14 подсвинков, 15 поросят)
  • мастерские (швейные, кулинария, столярные, слесарные)
  • компьютерный класс с интернетом, библиотека
  • столовая с необходимым технологическим оборудованием
  • спортзал

Структура  модели «Школа трудового опыта»

Модель «Школа трудового опыта» проходит через все уровни образования.

Основной целевой аудиторией модели являются воспитанники детского сада «Земляничка», учащиеся МБОУ ЦО «Каразей», педагогический коллектив, родители, социальные партнеры.

Уровень дошкольного образования - реализация аграрной направленности осуществляется через организацию различных видов детской деятельности, которые обеспечат познание окружающего мира, формирование первичных представлений о сельскохозяйственном труде. Реализуется парциальная программа «Добро пожаловать в экологию», на которой происходит ознакомление с растениями, уход, наблюдение за ростом овощных и цветочных культур.

Результат:

  1. Формирование первичных трудовых навыков у детей.
  2. Воспитание уважительного отношения к труду.
  3. Развитие социально – коммуникативных компетенций.

Уровень начального общего образования.

На этапе начальных классов образовательный процесс осуществляется за счет введения тем агротехнологической и агробизнес - направленности в рабочие программы учебных предметов «Окружающий мир» и «Технология». Определяющей формой учебной деятельности является познавательно-­поисковая деятельность детей.

Организация внеурочной деятельности.

На данном этапе через программу кружка «Азбука содержания животных» формируются навыки ухода за домашними животными, готовность к труду, познавательный интерес к сельскому хозяйству, уважительное отношение к сельскому труду, работникам сферы АПК.  Формируется экономическое мышление, основы проектной деятельности через участие в научно – практических конференциях. Организуются экскурсии на предприятия (молочно-товарную ферму, маслозавод).

Основными методами и формами обучения являются ролевые игры, экскурсии, проектная деятельность. Формирование готовности к труду, исследовательская деятельность осу­ществляются в ходе практических занятий на пришкольном участке. Летняя трудовая практика. Трудовой десант.

Уровень основного общего и среднего общего образования

На уровне основного общего и среднего общего образования происходит становление духовно-нравственных ценностей, мотивация к ведению сельского образа жизни.  В учебный план  9 – 11 кл.за счет части, формируемой участниками образовательных отношений,  введены предметы и курсы аграрной  направленности: «Агробизнес – образование», «Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства», «Устройство двигателя внутреннего сгорания», «Выпечные изделия», «Секреты кухни». Общественно – полезный труд с 5 -9 кл. включен в предмет «Технология».

Профориентационная работа  МБОУ ЦО «Каразей»  охватывает всех участников образовательных отношений: дошкольников, школьников, педагогов, родителей, социума.

В воспитательный план классных руководителей включены «Уроки самоопределения» - это система классных часов для учащихся 5-9 классов, направленных на изучение школьниками своих личностных особенностей в целях формирования реалистичной самооценки, знакомства с миром профессий, требованиями регионального рынка труда и образовательных слуг, правилами выбора профессии и планирования карьеры.

       Введен  курс «У очага», на котором учащиеся знакомятся с основами профессий печника, тракториста – машиниста, животновода, повара – кулинара, швеи. На данном этапе организуются профессиональные пробы на базе СПК «Колхоз Труд», углубленные экскурсии на предприятия колхоза, КФХ «Воздвиженская А.Е».

Продолжается работа по организации опытнической и исследовательской деятельности на школьном учебно - опытном участке (выращивание зерна, овощей, уборка урожая, консервирование плодов и овощей для школьной столовой, заготовка зелени, уход за животными на хоз. дворе свинофермы (32 головы: 1 кабан, 2 свиноматки, 14 подсвинков, 15 поросят) и т.д.

Организация профессиональных проб на базе СПК «Колхоз «Труд» и Тулунского аграрного техникума  с предоставлением техники. На базе СПК «Колхоз Труд» в 2016 - 2017 учебном году были впервые апробированы профессиональные пробы. Ребята попробовали себя в должности механизатора, оператора машинного доения, ветеринара, оператора молочного цеха, пекаря хлебобулочных изделий.

Отработка практических навыков по специальности «Повар» на базе школьной столовой. Изготовление швейной продукции (косынок и фартуков для поваров школы и детского сада, постельного белья для воспитанников детского сада).

За последние три года   школа зарекомендовала себя как престижное учебное заведение:

2015г. - лауреат регионального конкурса «Лучшая сельская муниципальная общеобразовательная организация»

2015 г. – лауреат – победитель всероссийской выставки – форума образовательных учреждений 2015 г. Москва

2017 г. -  призеры творческого отчета по реализации проектов агробизнес – образования II Агрофестиваля Куйтунского района

2019 г. – диплом I степени в областном конкурсе «Начинающий фермер»

В 2018 – 2019 учебном году  в нашей школе нет детей, состоящих на учете в КДН

100 % выпускников поступают в учебные заведения области

Занятость в дополнительном образовании – 95% .   

Увеличивается рост выпускников, поступающих в учебные заведения аграрной направленности:                                                                                                                                   

Наши результаты в рамках реализации модели:

  1. Создана система непрерывного агробизнес-образования в МБОУ ЦО «Каразей»
  2. Растет доля выпускников, трудоустроившихся на предприятия агропромышленного комплекса: 2017 год – 4 чел., 2018 год – 7 чел.
  3. Увеличение роста выпускников, поступающих в учебные заведения аграрной направленности .
  4. Увеличение занятости учащихся – не ниже 85%.
  5. Создана база для практических занятий по программам дополнительного образования.

Социальная значимость реализации модели «Школа трудового опыта»

Мы строим школу, в которой формируется ценностное отношение к труду как фактору будущего материально-экономического благополучия: кто – то из ребят останется  работать на селе и вести приусадебное хозяйство, кто – то покинет родные пенаты, но мы уверены, полученные в школе навыки  могут стать  для многих источниками дохода.  

Результаты нашей работы освещаются в СМИ, как  на муниципальном, так и на региональном уровнях: в газетах «См номер один», «Копейка», «Российская газета», журнал «Педагогический имидж» № 4 за 2018 год.