Размер шрифта: Цвета:

Хроника деловых активностей на I Региональном чемпионате профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс».

29 сентября 2018

В рамках  проведения I Регионального чемпионата профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс» прошли различные мероприятия обширной деловой программы: научно-практическая конференция, методическое совещание,  дискуссионная площадка, круглые столы, мастер-классы.

Представители законодательной и исполнительной власти, Аппарата Уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области, различных ведомств, образовательных организаций, центров социальной защиты населения, общественных организаций обсуждали вопросы и искали способы, которые могут помочь повысить качество жизни людей с инвалидностью. В фокусе внимания участников деловой программы была государственная политика в области профессионального образования и профессионального обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, организация их трудовой занятости и трудоустройства, развитие региональной системы инклюзивного образования в преемственности.

День первый. 25 сентября 2018 г.

На площадке ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет» проведена научно-практическая конференция «Профессиональная социализация обучающихся с ОВЗ и инвалидов в условиях инклюзивного и интегрированного образования». В ключевом докладе Белявского Бориса Викторовича, заместителя руководителя Центра дошкольного образования  ФГАУ «Федеральный институт развития образования»,  Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, главного редактора журнала «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», члена экспертного Совета комитета Государственной Думы по образованию и науке, вице-президента Союза дефектологов РФ, кандидата педагогических наук акцент был сделан на роли чемпионата «Абилимпикс» в привлечении инвалидов и лиц с ОВЗ разных нозологий к профессиональной деятельности. «В России на сегодняшний день, - отметил Борис Викторович, - насчитывается 3744000 трудоспособных инвалидов. Из них трудоустроены лишь 927000, что составляет примерно 25% от общего числа данной категории населения».

Как руководитель по реализации эксперимента по теме «Профессиональная социализация обучающихся с ОВЗ и инвалидов в условиях интегрированного и инклюзивного образования», который в Иркутской области координирует Региональный институт кадровой политики, докладчик подчеркнул, что перед системой среднего и высшего профессионального образования государство ставит задачу вовлечения лиц с инвалидностью и ОВЗ в образовательный процесс, решение которой будет способствовать достижению нового современного качества профессионального образования данной категории обучающихся.

Модератор конференции Верхозина Ольга Александровна, руководитель Управления информационно-методического обеспечения деятельности профессиональных образовательных организаций Регионального института кадровой политики, кандидат психологических наук, говорила о стратегических задачах профессиональной социализации обучающихся с ОВЗ и инвалидов в Иркутской области, результативность решения которых зависит от включенности всех уровней образовательной системы в форме сетевой площадки «школа-колледж-вуз». В эту систему вошли МБОУ г. Иркутска СОШ № 49-ГАПОУ Иркутской области «Колледж экономики, сервиса и туризма» - ФГБОУ ВО «Иркутский государственный аграрный университет им. А.А.Ежевского» - ГАУ ДПО Иркутской области «Региональный институт кадровой политики и непрерывного профессионального образования».

Просвирнин Валерий Юрьевич, проректор по учебной работе, ФГБОУ ВО «Иркутский государственный аграрный университет им. А.А.Ежевского», кандидат технических наук, доцент объяснил присутствующим специфику сопровождения студентов-инвалидов специалистами отдела инклюзивного образования вуза и сосредоточил внимание на необходимости обеспечения готовности педагогов по работе с особыми обучающимися.

Одной из ключевых задач в плане выстраивания успешного общения с людьми, имеющими особенности здоровья, является поиск технологий формирования профессиональной коммуникативной компетенции инвалидов и лиц с ОВЗ. Такие технологии используются в зарубежном опыте, о котором рассказала Игумнова Жанна Ивановна, заведующая отделом инклюзивного образования и постинтернатного сопровождения Регионального института кадровой политики, кандидат педагогических наук.

С большим вниманием присутствующие на конференции выслушали доклады представителей СПО - Сарнавской Татьяны Ивановны, заместителя директора ГАПОУ ИО «Иркутский колледж экономики, сервиса и туризма», Кузнецовой Елены Николаевны, заместителя директора ГБПОУ ИО «Иркутский техникум архитектуры и строительства», Хамитовой Марины Викторовны, методиста ГБПОУ ИО «Иркутский техникум транспорта и строительства». В этих организациях накоплен хороший опыт профессиональной подготовки инвалидов и лиц с ОВЗ, некоторые из них принимают участие в I Региональном чемпионате профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс».

Актуальным является и тема разработки и применения адаптированных образовательных профессиональных программ для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ в профессиональных образовательных организациях. О методике составления таких программ как средства  для формирования общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенции студентов с особенностями здоровья докладывала Сокольникова Ольга Владимировна, старший методист отдела инклюзивного образования постинтернатного сопровождения Регионального института кадровой политики.

Профессиональная ориентация обучающихся с инвалидностью и ОВЗ должна начинаться с дошкольного учреждения, однако более осознанно дети подходят к осмыслению этого понятия в школе. «Профессиональное самоопределение обучающихся с ОВЗ и инвалидов в условиях общеобразовательной школы» – тема выступления Серковой Марины Владимировны, директора МБОУ г. Иркутска СОШ № 49. «Основой выбора профессии сегодня являются представления личности о будущем, которые выводят ее за рамки наличной ситуации и являются программой ее развития. Автономная личность ориентируется в мире профессий: осознает смысл профессиональной деятельности, знает требования профессий и перспективы их развития, способна согласовать профессиональную деятельность с другими важными жизненными контекстами» - акцентировала внимание присутствующих Марина Владимировна.

В этот же день на базе ГБПОУ ИО «Усольский техникум сферы обслуживания» прошел круглый стол по теме «Формирование инклюзивной культуры в профессиональном образовании».

В мероприятии приняли участие: Охотникова Елена Викторовна, ведущий консультант министерства образования Иркутской области; Панькова Людмила Николаевна, первый заместитель мэра города - начальник управления по социально-культурным вопросам администрации города Усолье-Сибирское; Сидорова Иноида Михайловна, директор ОГКУ Центра занятости населения города Усолье-Сибирское; Костромитина Ирина Олеговна, главный специалист межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 4 (по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району);  представители от ООО «Всероссийское общество родителей детей инвалидов в Иркутской области», ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей г. Усолье-Сибирское», ОГКУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Усольского района»; Мигунов Николай Валентинович, директор ГОКУ СКШ №1 города Усолье-Сибирское; педагогические работники профессиональных образовательных организаций г. Усолье-Сибирское, ГОКУ СКШ № 1, ГОКУ ИО «Санаторная школа-интернат № 4 г. Усолье-Сибирское».

О значимости и важности проводимых мероприятий в рамках Чемпионата «Абилипикс», об инклюзивной культуре педагогического сообщества и готовности общества в целом к взаимодействию с детьми инвалидами и лицами с ОВЗ рассказала Афанасьева Анастасия Анатольевна, заместитель директора по учебно-методической и информационно-правовой деятельности Регионального института кадровой политики.

Куклина Татьяна Иннокентьевна, заместитель директора по учебно-методической работе ГАПОУ ИО «Усольский индустриальный техникум», Скрябикова Жанна Юрьевна, методист ГБПОУ ИО «Усольский техникум сферы обслуживания» и Мигунов Николай Валентинович, директор ГОКУ СКШ № 1 г. Усолье-Сибирское, поделились опытом и результатами работы в данном направлении. Они также озвучили проблемы, с которыми им пришлось столкнуться: низкая готовность общества взаимодействовать с детьми - инвалидами и лицами с ОВЗ; отсутствие системы сетевого сотрудничества с другими организациями, занимающимися проблемами интеграции особенных детей в общество.

Костромитина Ирина Олеговна, главный специалист межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 4 (по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району) представила социальный проект «Я выбираю семью». Помимо того, что с помощью данного проекта специалисты опеки для детей – сирот находят попечителей, они помогают им социализироваться и адаптироваться в обществе. 

О тесном взаимодействии с общественными организациями, предприятиями г. Усолье-Сибирское и Иркутской области в рамках работы с детьми инвалидами и лицами с ОВЗ рассказала  Вязунова Ксения Анатольевна, заведующая отделением сопровождения семей с детьми с ОВЗ ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Усолье - Сибирское». Она отметила большое желание и готовность сотрудничать в данном направлении разных организаций, однако проблемным звеном в социализации и адаптации детей инвалидов и лиц с ОВЗ в обществе являются сами родители. Стеснительность своих детей, низкая грамотность в вопросах их воспитания и психологическая неготовность являются основными причинами бездеятельности родителей. Ксения Анатольевна, рассказала о проекте «Второе дыхание», который они реализуют, и тем самым помогают устранять психологические барьеры у родителей. В дискуссии по проблеме взаимодействия с родителями приняла участие представитель ООО «Всероссийское общество родителей детей инвалидов в Иркутской области» Бочарова Галина Сергеевна. Статистика трудоустройства инвалидов и лиц ОВЗ, реализуемые государственные программы при приеме таких людей на работу, – это те вопросы, которые озвучила и пояснила Сидорова Иноида Михайловна, директор ОГКУ Центра занятости населения города Усолье-Сибирское.

Подвела итоги и выразила общее мнение по обсуждаемой теме на круглом столе Панькова Людмила Николаевна, первый заместитель мэра города - начальник управления по социально-культурным вопросам администрации города Усолье-Сибирское. Она резюмировала, что развитие инклюзивной культуры не только педагогов, но и общества в целом, является актуальным вопросам на сегодняшний день. Только взаимодействие, преемственность и слаженная работа всех субъектов (родителей, образовательных организаций, общественных организаций, предприятий, администрации муниципалитетов), причастных к данному вопросу, позволит решить его положительно, эффективно и с пользой для детей инвалидов и лиц с ОВЗ.

После торжественного открытия I Регионального чемпионата профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс» в рамках деловой программы состоялось методическое совещание экспертов. Провели совещание сотрудники Регионального института кадровой политики Верхозина Ольга Александровна, руководитель Управления информационно-методического обеспечения деятельности профессиональных образовательных организаций, и Игумнова Жанна Ивановна, заведующая отделом инклюзивного образования и постинтернатного сопровождения. Они рассказали об истории движения Абилимпикс, остановились на вопросах готовности педагогов, экспертов, в частности, к работе с инвалидами и лицами с ОВЗ. Подготовка кадров для инклюзивного образования является одним из условий реализации самой инклюзии. Педагоги должны сориентировать себя в  понимании  механизмов  формирования  нарушений,  имеющихся  у  ребенка, возможность  использовать  специальные  средства  и  методы  в  педагогическом процессе. Одним из показателей профессионального мастерства педагога можно выделить умение подойти к любой ситуации нестандартно и осуществить психологический анализ ситуации. Верно построенное взаимодействие с обучающимися инвалидами и лицами с ОВЗ, выбор удачного направления коммуникации, знание особенностей общения с ними являются залогом отсутствия конфликтности. Личная профессиональная позиция педагога позволяет ему преодолеть опасения и  тревоги,  а  также  выйти  на  совершенно  новый  уровень  профессионального мастерства.

День второй. 26 сентября 2018 года

Дискуссионная площадка тему «Современные формы занятости и трудоустройства людей с инвалидностью и ОВЗ» прошла на базе ГАПОУ ИО «Иркутский техникум авиастроения и материалообработки».

В дискуссии приняли участие представители министерства образования Иркутской области, министерства труда и занятости Иркутской области, министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, представители администрации Ангарского городского округа, представители администрации АО «Ангарская нефтехимическая компания» и др.

Гетманская Анастасия Александровна, начальник отдела профессионального образования министерства образования Иркутской области, представила информацию о возможности профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях Иркутской области.

Федерягина Валентина Павловна рассказала об успешной реализации в Иркутской области программы по содействию и сопровождению в трудоустройстве инвалидов и лиц с ОВЗ. Привела статистические данные о трудоустройстве и занятости лиц данной категории. Эти данные подтвердил директор  ОГКУ Центра занятости населения города Ангарска Юшкин Андрей Викторович. Андрей Викторович озвучил, что сотрудники центра занятости работают с инвалидами и лицами с ОВЗ принципиально на новом уровне - проводят индивидуальную работу с каждым из них. Отметил положительный опыт по реализации программы о квотируемых рабочих местах для инвалидов и лиц с ОВЗ у таких предприятий г. Ангарска, как: МУП АГО Ангарский водоканал, ТЭЦ-9.  О реализации данной программы в АО «Ангарская нефтехимическая компания»  рассказал Просекин Дмитрий Михайлович, начальник управления обеспечения персоналом.

О программах содействия в трудоустройстве и занятости людей данной категории, реализуемых в г. Ангарске, озвучили представители администрации Ангарского городского округа.

В ходе активной дискуссии, участники дискуссионной площадки пришли к общему мнению, что не все представители сообщества работодателей готовы вести диалог и искать пути решения по данной проблеме.

Афанасьева Анастасия Анатольевна, заместитель директора по учебно-методической  и информационно-правовой деятельности Регионального института кадровой политики, модератор мероприятия, резюмировала предложения участников мероприятия по решению проблемы занятости и трудоустройства людей инвалидностью и лиц с  ОВЗ: осуществлять сбор статистических данных о количестве инвалидов и лиц с ОВЗ для организации квотируемых мест в профессиональных образовательных организациях; определять профилизацию и специализацию для квотируемых мест с привлечением профессионального сообщества; осуществлять обучение инвалидов и лиц с ОВЗ под конкретные рабочие места на производстве. 

Отзывы от участников дискуссионной площадки, подтверждают актуальность обсуждаемой темы, их не поддельный интерес к этому вопросу и готовность к активному участию по решению выявленных проблем.

Вопросы организации инклюзивной практики в организациях дошкольного, общего,  среднего и высшего профессионального образования находились в центре внимания присутствующих на круглом столе «Проблемы и перспективы инклюзивного образования в Иркутской области», который состоялся в ГБПОУ ИО «Иркутский техникум транспорта и строительства». К участию в мероприятии были приглашены руководители и иные ответственные должностные лица министерства образования Иркутской области, организаций ДПО, всей вертикали учебных заведений региона, реализующих инклюзивную практику. В качестве экспертов по обсуждаемым вопросам были приглашены Гладун Лариса Александровна, преподаватель кафедры теории и практики коррекционной педагогики Педагогического института ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», кандидат педагогических наук; Шестакова Евгения Александровна, руководитель Центра социализации, воспитания и инклюзивного образования ГАУ ДПО «Институт развития образования»; Коробенко Полина Евгеньевна, представитель родительской общественности системы СПО Иркутской области.

Модератор круглого стола Верхозина Ольга Александровна, руководитель Управления информационно-методического обеспечения деятельности профессиональных образовательных организаций Регионального института кадровой политики, кандидат психологических наук, отметила, что стимулом развития идей инклюзивного образования и внедрения его в практику образовательного процесса стало принятие ряда международных правовых актов, важнейшими из которых являются  Всеобщая Декларация прав человека (ООН, 1948 г.), Декларация прав ребёнка (ООН, 1959 г.), Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (ЮНЕСКО,1960 г.). Эти правовые акты заложили общие основы признания права всех граждан на получение образования без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья или каких– либо иных обстоятельств.

Ольга Александровна информировала присутствующих о работе специализированного регионального совета по делам инвалидов. На Совете по делам инвалидов при Губернаторе Иркутской области обсуждаются и решаются многие задачи, связанные с реализации мероприятий по созданию условий для обучения детей различных нозологических групп, в том числе с умеренной и глубокой умственной отсталостью в образовательных организациях в рамках подпрограммы «Дети Приангарья». Всего в области работает 31 коррекционное учреждение, в котором обучаются 4549 ребенка с умственной отсталостью различной степени тяжести, в массовых школах в настоящее время учится более тысячи таких ребят, что на 60% больше, чем в 2016 году. В двух учреждениях социальной сферы в городах Иркутск и Братск организовано обучение 335 детей с глубокой умственной отсталостью. «Обучение, профессиональная подготовка и трудоустройство инвалидов и лиц с ОВЗ - многоаспектная задача, решать ее необходимо в системе,- сказала модератор и предоставила слово Шестаковой Евгении Александровне, руководителю Центра социализации, воспитания и инклюзивного образования ГАУ ДПО «Институт развития образования». Евгения Александровна представила реализуемые модели инклюзивного образования в Иркутской области, к которым относятся инклюзивные (интегрированные) формы обучения в системе муниципальных и негосударственных образовательных организаций, обучение в специализированных классах и школах, совместное обучение с детьми, не имеющими ограничений по здоровью и другие.

В продолжении разговора о необходимости создания специальных образовательных условий и моделей инклюзии только уже в организациях среднего профессионального образования говорилось в докладе Колосовой Оксаны Александровны, специалиста министерства образования Иркутской области. На сегодняшний день в техникумах и колледжах региона обучается 2212 инвалидов и лиц с ОВЗ по 14 профессиям. Наиболее популярными направлениями являются: экономика, бухгалтерский учет, информационные технологии, педагогика. Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью предпочитают получить профессии повара, столяра строительного, маляра.

Презентации моделей инклюзии  в дошкольном образовании предложили Шестакова Ольга Ивановна, учитель-дефектолог МБДОУ детский сад № 35, г. Усолье-Сибирское на тему «Особенности инклюзивного воспитательного процесса детей дошкольного возраста с нарушением слуха в образовательном пространстве» и Сушицкая Валентина Степановна, заведующая МБДОУ № 100 "Берегиня", г.Иркутска  на тему «Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации». Обе выступающие подтвердили тот факт, что наличие ресурсов, необходимых  для обеспечения равного доступа к образованию и воспитанию инвалидов и лиц с ОВЗ, подготовленность специалистов, которые могут качественно реализовать инклюзивное образование, учет разнообразных потребностей детей, четкое определение результата инклюзии– все это является составляющими положительного результата социализации особой группы детей, а так же и их родителей.

Алексеенко Ирина Михайловна, директор МБОУ г. Иркутска СОШ № 29 познакомила участников круглого стола с интересным проектом школы, цель которого -создание наиболее благоприятных условий развития для всех детей: одаренных, обычных, нуждающихся в коррекции с учетом различий их склонностей и способностей. Для организации внешкольной работы созданы различные кружки, клубы по интересам и спортивные секции. Любой ребёнок, здоровый или с ограничениями в здоровье, может реализовать свои способности в объединениях дополнительного образования, а для этого в школе оборудованы специальные залы: тренажёрный, музыкальный, зал хореографии. В рамках социального партнёрства учащиеся 8-9-х специальных коррекционных классов осваивают профессии «повар» и «сварщик» на базе ГАПОУ Иркутской области «Иркутский техникум речного и автомобильного транспорта».

Опыт работы ГБПОУ ИО «Иркутский техникум транспорта и строительства» по профессиональной социализации обучающихся из числа лиц с ОВЗ представила Хамитова Марина Викторовна, методист. Она объяснила методику разработки программ профессиональной ориентации студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ, обеспечивающих их профессиональные и карьерные траектории в соответствии с психофизическими и индивидуальными особенностями развития и содействия трудоустройству выпускников-инвалидов.

Методист ГБПОУ ИО «Профессиональное училище № 39 п. Центральный Хазан» Кондратьева Нэля Викторовна в докладе «Ограниченные возможности – неограниченный выбор (из опыта работы постинтернатного сопровождения и трудоустройства обучающихся с инвалидностью и ОВЗ)» рассказала об уникальном опыте педагогов училища по организации гостевого режима опеки над обучающимися-сиротами с инвалидностью. В выходные дни большинство педагогов берут детей в свои семьи, где вместе проводят свободное время.

Проблемы и перспективы инклюзивного обучения в вузе рассмотрела Зимина Екатерина Викторовна, заведующий кафедрой социологии и психологии, директор центра развития инклюзивного образования ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет», кандидат социологических наук. В университете многое сделано для создания доступной среды, оказания правовой, психологической и социальной помощи инвалидам и студентам с ОВЗ. Центром развития инклюзивного образования разработаны технологические решения проблем инклюзии, апробированы программы и интегрированы продуктивные инклюзивные практики, организовано повсеместное формирование готовности преподавателей к работе с особенными студентами и инклюзивному взаимодействию — полномасштабному вступлению в равноправные отношения.

Подводя итоги работы круглого стола Ольга Александровна Верхозина подчеркнула, что только консолидация органов государственной власти, научного, профессионального сообщества, образовательных организаций и общественных организаций может успешно решить вопросы профессиональной социализации детей и молодежи с инвалидностью и ОВЗ. Она выразила особую благодарность ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет» за активную позицию по отношению к проблеме инклюзии, интерес к деловым активностям на I Региональном чемпионате профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс» Иркутской области. В течение двух дней преподаватели университета провели три мастер-класса, посвященные технологии обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ:

  • «Активные методы в психологическом сопровождении обучающихся с ОВЗ»;
  • «Неограниченные возможности для детей с ограничениями» Возможности Арт-терапии в работе с учащимися с ОВЗ;
  • «Формула успеха разработки социального проекта в образовательной деятельности». Мастер-классы вызвали большой интерес педагогической общественности.

Итоги проведения деловых мероприятий I Регионального чемпионата профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс».

Общие усилия Правительства Иркутской области,  министерства образования Иркутской области, Регионального института кадровой политики, базовой профессиональной образовательной организации Иркутской области по инклюзивному образованию ГАПОУ ИО «Иркутский техникум авиастроения и материалообработки», образовательных организаций разного типа позволили провести на высоком уровне мероприятия деловой программы и оказали  своевременную информационно-методическую поддержку руководителям и педагогам  по вопросам внедрения и развития инклюзии как феномена. Было предусмотрено разностороннее рассмотрение проблем инклюзивного образования в России и регионе, сделан анализ  лучших практик обучения детей разных нозологических групп и профессиональной социализации лиц с инвалидностью и ОВЗ. Более 400 участников деловых мероприятий согласовали общую позицию в понимании основных направлений и задач дальнейшего развития инклюзивного образования в Иркутской области. Важно поддерживать сетевую форму сотрудничества с использованием ресурсов нескольких организаций для обеспечения возможности освоения обучающимся с инвалидностью и  ОВЗ образовательной программы и образовательной профессиональной программы, а также проведения  общего просвещения в области инклюзивной культуры.