Размер шрифта: Цвета:

Участие агрошкол Иркутской области в деловой программе Форума Агрошкол России «Агробизнес-образование в России: новые вызовы и новые возможности»

7 сентября 2020

Всероссийский форум  «Агробизнес-образование в России: новые вызовы и новые возможности»

 20-21 августа 2020 года проходит первый  Форум Агрошкол России «Агробизнес-образование в России: новые вызовы и новые возможности». 

Организаторы форума: Ассоциация «Агрошколы России», МАОУ «Татановская СОШ» (Межрегиональный ресурсный центр Агробизнес-образования), селекционно-семеноводческая компания «СеДеК» (г. Москва), проект «Энциклопедия сельских школ России», Российский союз сельской молодежи, проект ОНФ "Село. Территория развития".

Главной задачей Агрошкол является обеспечение профессиональной, социальной и психологической готовности выпускников школ к работе в сфере АПК, активному участию в  социальном  развитии  села.

В рамках Форума на пленарном заседании выступили: председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию А.П. Майоров, председател Комиссии Общественной палаты РФ по развитию АПК и сельских территорий, председатель Общероссийской молодежной общественной организации «Российский союз сельской молодежи» Ю.В.Оглоблина, председатель Всероссийского педагогического собрания, лауреат премии Правительства РФ в области образования, д.э.н., профессор В.Н.Иванова, член Общественного Совета при Министерстве просвещения РФ Н.П.Ерюхина, директор компании «СеДеК» И.Н.Дубинина., Ф.В.Габышева, председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций, председатель комитета по науке, образованию и культуре Тамбовской областной Думы С.В.Коростелева, представители управления образования и науки Тамбовской области, Д.В.Гарин, программный директор Рыбаков Фонда Школа - центр социума», А.В.Шитикова, заведующая кафедрой растениеводства и луговых экосистем, к.с.-х.н., доцент ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, Т.А.Марченко, руководитель ресурсно-методического центра непрерывного агробизнес–образования Регионального института кадровой политики Иркутской области «Система агробизнес-образования Иркутской области», ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ, ФГБОУ ВО «ТГУ им. Г.Р. Державина», а также представители сельхозпредприятий, вузов, школ, реализующих непрерывное агробизнес-образование.

В ходе форума прошли мастер-классы от практиков по наиболее значимым темам агробизнес-образования, секции, круглые столы, неформальное общение. Участникам форума представилась отличная возможность поделиться своим опытом, получить компетентные ответы на имеющиеся вопросы.

География форума обширна – 38 регионов, 280 точек подключения. Агробизнес-школы и ресурсно-методический центр агробизнес-образования Регионального института кадровой политики Иркутской области приняли активное участие, поделились опытом своей работы с коллегами школ России. Приняли участие 43 агрошколы, на презентационных площадках форума представили опыт работы 20 педагогов области.

1. Презентационная площадка «Компания «СеДеК» и агрошколы - новые возможности сотрудничества с надежным партнером»

- Анна Сергеевна Михеева, МОУ ИРМО "Уриковская СОШ" Иркутского района,  тема выступления «Опытный участок по выращиванию томатов от компании "Седек" – новые возможности для исследовательской работы обучающихся»;

- Татьяна Анатольевна Марченко, руководитель ресурсно-методического центра непрерывного агробизнес - образования Регионального института кадровой политики, тема выступления «Агрошколы Иркутской области - сортоиспытание семян компании «Седек».

2. Презентационная площадка «Взаимодействие с НКО и бизнесом. Нормативно-правовое регулирование деятельности агрошкол России»

- Олег Александрович Серебров, МБОУ "Большееланская СОШ" Усольского района, тема выступления «Программа профессиональных проб для обучающихся 8-10 классов».

3. Презентационная площадка «Агрошколы - старт в будущее» - профориентация и взаимодействие с СПО и профильными вузами»

- Елена Михайловна Потапова, МОУ Казачинская СОШ Казачинско-Ленского района, тема выступления «Реализация агробизнес - образования в условиях сельской школы: первые шаги, проблемы, перспективы развития»;

- Елена Петровна Огаркова, МОУ ИРМО "Уриковская СОШ" Иркутского района, тема выступления «Развитие агробизнес-образования посредством реализации проектной деятельности в сельской школе»;

- Любовь Васильевна Сергеева, МОУ ИРМО "Оекская средняя общеобразовательная школа" Иркутского района, тема выступления «"Агрохакатон «NEXT-AGRO» как площадка для интеграции науки и предпринимательства в образовательную среду сельской школы».

4. Презентационная площадка «Конкурсы, гранты как ресурс для развития агрошкол»

- Анастасия Геннадьевна Штык, МОУ Едогонская СОШ Тулунского района, тема выступления «Организация питомника плодово-ягодных культур в условия МОУ Едогонская СОШ Тулунского района»;

- Любовь Васильевна Сергеева, МОУ ИРМО «Оекская СОШ» Иркутского района, тема выступления «Проектная деятельность как способ формирования метапредметных компетенций у обучающихся сельской школы»;

- Марина Ивановна Пересыпкина, МБОУ Биритская СОШ Балаганского района, тема выступления «Развитие Агробизнес образования в Биритской СОШ»;

- Олеся Николаевна Хохрякова, педагог психолог МБОУ Холмогойская СОШ Заларинского района, тема выступления «Проектная деятельность в реализации профессиональной ориентации обучающихся в условиях сельской школы».

5. Презентационная площадка «Село - территория развития». Перспективы сельского и агротуризма»

- Татьяна Климентьевна Первакова, МБОУ Иваническая СОШ Аларского района, тема выступления «Перспективы агротуризма, как одного из видов бизнеса на селе»;

- Оксана Валерьевна Макарова, МКОУ Барлукская СОШ Куйтунского района, тема выступления «Проект «Воспитание ремеслом»;

- Анна Геннадьевна Степанова, МОУ ИРМО Ревякинская СОШ Иркутского района, тема выступления «Агробизнес-образование в школе, как условие успешного будущего на селе».

6. Презентационная площадка "Школа — центр социума": какие задачи и проблемы агрошкола может решить силами сообщества?

- Елена Юрьевна Голяковская, директор МОУ ИРМО "Уриковская СОШ" Иркутского района, тема выступления «Сельская школа - перспективы развития»;

- Наталия Васильевна Спиридонова, МКОУ Тыргетуйская СОШ Аларского района, тема выступления «Реализация проекта "Родному селу - будущее!"»;

- Светлана Игнатьевна Константинова, МОУ ИРМО УРИКОВСКАЯ СОШ Иркутского района, тема выступления «Лаборатория Колосок»- представление опыта работы с детьми ОВЗ, имеющими УУО и ТМНР в рамках проекта Агробизнес-образования в сельской школе»;

- Людмила Анатольевна Солдатенко, Наталья Анатольевна Соломенникова, МОУ "Тубинская СОШ" Усть-Илимского района, тема выступления «Проектная деятельность как средство решения задач агробизнес образования школьников».

На круглом столе «Агробизнес-образование в России: новые вызовы и новые возможности» участники форума обсудили вопросы:

  • Нормативно- правовое регулирование агрошкол и школ-хозяйств
  • Подготовка педагогических кадров для агрошкол
  • Агропрофиль в учебном плане школы
  • Роль школы в сохранении села
  • Грантовая поддержка, участие в конкурсах
  • Взаимодействие с социальными партнерами

 Свой опыт представили:

- Генриетта Андреевна Хоренова, МБОУ "Хохорская школа" Боханского района; тема «Инновационная деятельность сельской школы в системе развития агробизнес-образования»;

- Елена Юрьевна Голяковская, директор МОУ ИРМО "Уриковская СОШ" Иркутского района, тема опыта «Актуальность реализации агробизнес- образования для обучающихся с ОВЗ ( умеренной умственной отсталостью) в общеобразовательной школе».

По итогам работы круглого стола и презентационных площадок были выработаны решения для резолюции форума:

- по вопросу: Нормативно-правовое регулирование деятельности агрошкол России признать необходимым безотлагательное совершенствование нормативноправового регулирования деятельности агрошкол России на федеральном уровне. С этой целью необходимо дополнение Федерального закона от 29.12.2012 N 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" следующими нормами, отражающими основные определения и цели продуктивной деятельности агрошкол по производственному воспитанию школьников:

1. Под производственным воспитанием в сфере образования понимается деятельность по воспитанию у несовершеннолетних учащихся позитивного отношения к ценностям труда и созидания, а также привычек к продуктивной занятости с целью подготовки к эффективной трудовой деятельности.

2. Производственное воспитание осуществляется в общеобразовательных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы и (или) программы профессиональной подготовки, с привлечением учащихся к производственному труду.

3. Производственный труд учащихся осуществляется на принципах права выбора вида труда, добровольности труда, возмездности труда.

4. Общеобразовательные организации, осуществляющие производственное воспитание, могут иметь специальное наименование «школа-хозяйство», либо наименование, отражающее направление производственного воспитания.

5. К общеобразовательным организациям, осуществляющим производственное воспитание агротехнологической направленности (агрошколы), относятся общеобразовательные организации, расположенные в сельской местности и обеспечивающие производственное воспитание с подготовкой обучающихся по предметам агротехнологической направленности.

6. Общеобразовательные организации, осуществляющие производственное воспитание, имеют на праве оперативного управления материально-техническую базу для организации производственного труда учащихся (недвижимость, тепличные хозяйства, оборудование, сельскохозяйственную технику, поголовье сельскохозяйственных животных, транспортные средства, иное имущество).

Участники форума узнали много нового и полезного на мастер-классах:

1. Экономические квесты как пропедевтика агробизнес образования

Игропрактика в образовательном процессе, квесты и web-кветы, активные формы и технологии профориентационной работы вуза.

Модератор: Горбунова Ольга Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры политической экономии и современных бизнес-процессов института экономики, управления и сервиса ТГУ имени Г.Р. Державина.

2. Нормативно-правовые и технологические основы создания и деятельности школы-хозяйства

Модератор: Кушнир Алексей Михайлович, главный редактор журнала "Народное образование", Москва.

В неформальной обстановке участники и гости форума познакомились друг с другом. Для них прошла «Музыкальная гостиная».  Ведущий гостиной: Алексей Викторович Голубицкий, директор МБОУ СОШ «Школа будущего» (г. Калининград) представил участников и для каждого был приготовлен музыкальный подарок.

Большое спасибо организаторам Форума за предоставленную возможность поделиться опытом работы и познакомиться с опытом работы коллег из других регионов.

Ссылки на материалы форума:

- Открытие форума https://yadi.sk/i/744xOHx8AUCm7w

- Презентационная площадка "Школа — центр социума": какие задачи и проблемы агрошкола может решить силами сообщества? https://yadi.sk/i/8M-k9jrvaz4oHw

- Презентационная площадка «Агрошколы - старт в будущее» - профориентация и взаимодействие с СПО и профильными вузами» https://yadi.sk/i/eolY9lhAZAokXQ

- Презентационная площадка «Конкурсы, гранты как ресурс для развития агрошкол» https://yadi.sk/i/A-HtQVRndA3nBA

- Мастер - класс «Нормативно-правовые и технологические основы создания и деятельности школы-хозяйства»  https://yadi.sk/i/kCxTI2S1pDQ2Ag

- Презентационная площадка «Компания «СеДеК» и агрошколы - новые возможности сотрудничества с надежным партнером» https://yadi.sk/i/eI6N0ufCAFbVhg

Отзывы школ о форуме:

МБОУ «Алятская СОШ» Аларского района

Форум замечательный, очень нужный. Выступления все интересные, видно, что люди, работающие   на Форуме, настоящие фанаты  агробизнес-образования.   Поразила мощнейшая материальная база агрошкол Тамбовской области. Хотелось бы, чтобы наши агрошколы имели такую же материальную поддержку как органов исполнительной власти, так и сельхозтоваропроизводителей, так как именно эти люди должны быть в первую очередь заинтересованы в продолжении работы наших школ и её активизации. Большое спасибо организаторам Форума  за интересную  программу и нашему Ресурсно-методическому центру за то, что  курировали и поддерживали наших участников. Наша школа не выступает, мы только просматриваем  мероприятия, но очень многому учимся и  на сегодня формируется какой-то совершенно новый взгляд, новое понимание наших задач. Для меня, как новичка (несмотря на то что наша школа с 2015 года в агробизнес-образовании, я , как завуч школы, больше курировала образовательную составляющую, не особо вникая в целостность всей работы), море ценной и очень интересной информации. Большое спасибо за предоставленную возможность участия! С уважением , директор МБОУ Алятская СОШ Майорова Надежда Владимировна.

МОУ ИРМО «Уриковская СОШ» Иркутского района

20-21 августа 2020 г. администрация и педагогические работники МОУ ИРМО «Уриковская СОШ» приняли участие в форуме «Агробизнес-образование в России: новые вызовы и новые возможности», который  проходил в смешанном формате на базе МАОУ «Татановская СОШ» Тамбовской области. Педагогам из села Урик было чем поделиться с коллегами.

На презентационной площадке «Школа — центр социума»: какие задачи и проблемы агрошкола может решить силами сообщества?» директор школы Елена Юрьевна Голяковская в своем докладе «Сельская школа – перспективы развития» рассказала о том, что 2015 год стал рубежным для школы села Урик. По распоряжению Министерства образования от 02.04.2015 года школа вошла в десятку лауреатов моделей агробизнес – школ. Коллектив школы совместно с обучающимися и родителями разработали модель инновационной общеобразовательной сельской школы нового типа, сочетающей сильный учебный процесс, эффективное трудовое обучение и воспитание, производственную культуру. Эта модель включает в себя все ресурсы Уриковского муниципального образования и направлена на развитие навыков и знаний у сельских школьников в области растениеводства и семеноводства, животноводства, а также развитие универсальных базовых знаний по освоению трактора и сельхозтехники, основам предпринимательства, столярное дело, экологии и краеведения. Елена Юрьевна также отметила, что невозможно взращивать современного выпускника без взаимодействия с социальными партнерами. В настоящее время, по словам докладчика,  МОУ ИРМО «Уриковская СОШ» реализует проект «АГРОуниверсариУм «Умное село»», основная идея которого заключается в создании мультидисциплинарной практико-ориентированной образовательной  среды в сфере агробизнесобразования, использующей «умные технологии» и  транслирующей свои результаты на местное сообщество. Для обеспечения инновационной деятельности АГРОуниверсариУМа сформирована современная многомерная динамическая организационная структура в форме куба, каждая из граней которого отвечает за определенное направление деятельности. Деятельность АГРОуниверсариУМа осуществляется посредством организации (и самоорганизации) проектных групп.

Заместитель директора по УВР Елена Петровна Огаркова выступила на презентационной площадке «Агрошколы - старт в будущее» - профориентация и взаимодействие с СПО и профильными вузами» с докладом «Развитие агробизнес-образования посредством реализации проектной деятельности в сельской школе». Елена Петровна рассказала об изменениях глобальной среды, которые требуют новых навыков практической деятельности в различных сферах. Одним из важнейших навыков является умение осуществлять проектную деятельность. Елена Петровна представила успешные проекты, которые были разработаны в школе и могут быть использованы в качестве кейсов на учебных занятиях по различным предметам. Одним из таких кейсов является проект «Агротуры по следам декабристов», в котором реализована нестандартная модель управления компанией – облачная структура управления. Разрабатывая, анализируя и реализуя подобные проекты обучающиеся школы одновременно формируют навыки как проектной, так и предпринимательской деятельности, знакомятся с историей своего села, учатся выстраивать партнерские отношения и осваивают финансовую грамотность.

В секции «Компания «СеДеК» и агрошколы - новые возможности сотрудничества с надежным партнером» выступила учитель начальных классов Михеева Анна Сергеевна с докладом «Опытный участок по выращиванию томатов от компании «Седек» – новые возможности для исследовательской работы обучающихся». Анна Сергеевна рассказала о том, что в 2020 году школой были получены 7 видов семян томатов компании «Седек». Было принято решение изучить различные сорта томатов и провести испытание – как они будут расти в условиях сибирского климата, какова будет их урожайность. В апреле была создана рабочая группа, которая занималась посадкой, пикировкой томатов, высадкой их в теплицу. Рабочая группа вела постоянные наблюдения за ростом томатов различных сортов и в итоге был сделан вывод, что все сорта могут быть рекомендованы для использования в условиях нашего климата. Вместе с тем, Анна Сергеевна отметила, что одного года для наблюдений крайне мало, поэтому исследования будут продолжены и в следующем году.

Учитель начальных классов и руководитель методического объединения учителей, работающих в классах ОВЗ, Константинова Светлана Игнатьевна представила свой доклад  «Лаборатория «Колосок» - представление опыта работы с детьми ОВЗ, имеющими УУО и ТМНР в рамках проекта Агробизнес-образования в сельской школе». Ребята с умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития вместе с родителями в мае высадили семена кукурузы на школьном огороде. Все лето их  поливали, удобряли, пропалывали и получили результат – сладкая сочная и очень вкусная кукуруза, и главное початков так много, что хватило всем. Это оказалось бесценным опытом для ребят классов ОВЗ, т.к. они получили возможность не только освоить определенные навыки, но и увидеть результат своего труда.

В заключительный день Форума на круглом столе «Агробизнес-образование в России: новые вызовы и новые возможности» Елена Юрьевна Голяковская представила школьную модель агробизнес - образования как составляющую  АООП  для детей с умственной отсталостью, отметив особую значимость социальных партнеров, взаимодействие с которыми позволяет обогатить образовательную программу и сформировать навыки коммуникативной и практической деятельности обучающихся с умственной отсталостью.  

Программа Форума                                                                        

Проект

Резолюция

Всероссийского Форума

«Агробизнес-образование в России: новые вызовы и новые возможности».

Тамбов.                                                                                     20-21 августа 2020г

Современная Российская Федерация развивается в сложных геополитических и экономических условиях. Россия стремится на практике отстаивать свой суверенитет и независимость, в том числе в Агропромышленном Комплексе. Достигнуть результатов в сельском хозяйстве возможно при условии целенаправленного развития сельских территорий.

В своей недавней поездке в Адыгею при встрече с работниками АПК президент В.В. Путин подчеркнул, что аграрное направление – одно из приоритетных для  страны в целом и для регионов в частности. Роль агрошкол в территориальном развитии страны бесценна.

Сегодня экономику, социокультурное развитие  села невозможно продвигать, не обеспечив его профессиональными кадрами. Повышение престижа сельскохозяйственных профессий возможно только при активном взаимодействии заинтересованных структур, таких как общеобразовательные организации, аграрные университеты и сельхозпроизводители.

Главной задачей Агрошкол является обеспечение психологической, социальной и профессиональной готовности выпускников школ к реформированию аграрного сектора, подъему экономики и социального развития села.

20-21 августа 2020г  в г. Тамбове состоялся Всероссийский Форум «Агробизнес-образование в России: новые вызовы и новые возможности».  В ходе заинтересованного обсуждения участники Форума рассмотрели роль, задачи и инновационные практики реализации агропрофессионального обучения, перспективы и сложности становления агрошкол  и нормативно-правовое регулирование их деятельности. Вопросы подготовки педагогических кадров для школ, тему грантовой поддержки и перспектив участия в конкурсах. Проблемы взаимодействия агрошкол с социальными партнерами и пути их решения.

Особое внимание участники и гости Форума уделили темам: «Агрошколы- старт в будущее» (взаимодействие с СПО и профильными вузами), «Школа-центр социума» (предложенную «Рыбаков Фондом» и поддержанную всеми спикерами и участниками), «Перспективы сельского туризма» (когда село становится территорией развития).

«Ассоциация агрошкол России» на протяжении 6 лет своей истории целенаправленно ведет практическую работу по признанию  статуса агрошкол, обобщает лучший инновационный опыт воспитательных систем, ориентированных на традиционные ценности, по повышению качества агрообразования.

«Ассоциация агрошкол России» осуществляет экспертный анализ проблемных вопросов и предлагает органам власти практические рекомендации в части повышения эффективности образовательной политики в сфере агробизнес-образования.

Участники Форума выражают глубокую признательность Председателю Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной         политике и природопользованию А.П. Майорову за действенную помощь в продвижении агронаправления в образовании, поддержку на федеральном уровне агрошкол России.

Участники Форума выражают искреннюю признательность Председателю Всероссийского педагогического собрания Ивановой В.Н. за многолетнюю поддержку самой идеи агрошкол  и агробизнес-образования в России.

Участники Форума дали высокую оценку действиям председателя Комиссии Общественной Палаты РФ по развитию АПК и сельских территорий, председателя Российского Союза Сельской Молодежи, координатора проекта ОНФ «Село-территория развития» Ю. В. Оглоблиной, ее твердой позиции в отстаивании интересов аграриев и сельской молодежи, той молодежи, которая будет строить Россию, устремленную в будущее.

Участники Форума выражают искреннюю благодарность Члену Общественного Совета при Министерстве Просвещения Н. П. Ерюхиной за содействие и многолетнюю поддержку агрообразования.

Участники Форума благодарят Управление образования и науки Тамбовской области  и главу Тамбовского района А.В. Бородина  за поддержку и организацию Форума.

Участники Форума выражают признательность руководителю Национального Проекта «Энциклопедия сельских школ России» Н.А. Махнева за целенаправленную поддержку агробизнес-образования, сельских школ в России.

С учетом проведенной работы и состоявшегося обмена мнениями, участники и гости Форума «Агробизнес-образование в России: новые вызовы и новые возможности» обращаются с предложениями к:

Общероссийскому Народному Фронту,

Общественной Палате Российской Федерации,

Комитету Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию,

Российскому Союзу Сельской Молодежи,

Министерству Просвещения Российской Федерации

- рассмотреть возможность законодательного регулирования понятия «агрошкола» и «школа-хозяйство», предусмотреть для таких школ меры господдержки наравне с научными организациями, профессиональными образовательными организациями;

-создать при Министерстве просвещения Общественный Совет по сельским школам России, делегировать Ф.В. Габышеву в руководство Общественного Совета;

-оказать содействие в получении льгот на реализацию и сертификацию продукции, произведенной на учебно-опытном школьном участке;

-активизировать вопрос социокультурной,  исторической, экономической  роли агрошкол в России;

-продолжить создание необходимых условий для развития материально-технической базы агротехнологической направленности;

-оказать содействие в работе «Ассоциации агрошкол России»;

-оказать содействие системному взаимодействию школа-вуз-предприятие  в аграрном направлении;

-разработать и организовать проведения курсов повышения квалификации (в том числе в дистантной форме) педагогов агрошкол;

-проводить информационно-разъяснительную работу в родительской среде об актуальности  сельских профессий;

-содействовать проведению профориентационной работы с обучающимися школ по престижу рабочих профессий, востребованных в сельской местности.