Размер шрифта: Цвета:

Деловая программа чемпионата Абилимпикс

1 мая 2019

Деловая программа является неотъемлемой частью общей программы чемпионатов Абилимпикс. Не стал исключением и II Региональный чемпионат по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Абилимпикс Иркутской области 2019. Если участники конкурсов демонстрировали свое мастерство по определенной компетенции, то педагоги обсуждали, дискутировали и даже провели дебаты по проблемам инклюзивной культуры, профессиональной социализации, методикам и технологиям профессионального обучения людей с ограничениями.

С 23 по 25 апреля Региональный институт кадровой политики провел важные мероприятия делового характера. Участие в них приняли более 175 педагогов образовательных организаций разного типа и разной ведомственной принадлежности, родители, воспитывающие детей с инвалидностью и ОВЗ, специалисты центров помощи детям.

Научно-практическая конференция «Построение профессиональной траектории и формирование профессиональной мотивации инвалидов и лиц с ОВЗ»

В Иркутском аграрном университете прошла научно-практическая конференция «Построение профессиональной траектории и формирование профессиональной мотивации инвалидов и лиц с ОВЗ». Были заслушаны доклады руководителей, заместителей руководителей, ведущих педагогов образовательных организаций по результатам выполнения задач экспериментальной площадки «Профессиональная социализация обучающихся с ОВЗ и инвалидов в условиях интегрированного и инклюзивного образования» (приказ ФГБУ «ФИРО» № 87 от 25 июня 2018 года), участие в которой принимают общеобразовательные школы, специальные (коррекционные) школы, школы-интернаты, профессиональные образовательные организации, вузы. 

Экспериментальная площадка функционирует  в режиме преемственности  и непрерывности профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ. Региональный институт кадровой политики определен организацией-координатором в реализации деятельности экспериментальных площадок Федерального института развития образования РАНХиГС.    

С целью реализации государственной политики в сфере профессиональной социализации и обучении инвалидов и лиц с ОВЗ был разработан перспективный сводный план развития инклюзивного профессионального образования в системе среднего профессионального образования Иркутской области 2019-2021 гг., об основных позициях которого доложила один из модераторов конференции Верхозина Ольга Александровна, руководитель управления информационно-методического обеспечения деятельности профессиональных образовательных организаций Регионального института кадровой политики, кандидат психологических наук.

Кроме этого, большое внимание на конференции было уделено  проблеме индивидуализации, моделей индивидуализации и практики их применения. Одну из моделей на суд присутствующих представила второй модератор конференции Игумнова Жанна Ивановна, руководитель центра инклюзивного образования и постинтернатного сопровождения Регионального института кадровой политики, кандидат педагогических наук, доцент. Практическое внедрение индивидуализации обучения в зависимости от определенной нозологии продемонстрировала Василенко Наталья Владимировна, учитель английского языка ГОКУ «Школа-интернат № 8 для детей с нарушением зрения».

Рассматривались вопросы психологического сопровождения обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ, а также путей повышения мотивации таких обучающихся к профессиональной деятельности. В целом конференция носила практикоориентированный характер, однако идеи и проекты подтверждались научно обоснованными теориями, концепциями, исследованиями. Была принята резолюция конференции (прикрепить).

Заседание регионального методического объединения педагогов-психологов профессиональных образовательных организаций Иркутской области

Впервые в рамках деловой программы чемпионата Абилимпикс проведено открытое заседание регионального методического объединения педагогов-психологов профессиональных образовательных организаций Иркутской области с участием социальных педагогов для обсуждения вопроса по теме: «Психолого-педагогическая компетентность педагогов в работе с инвалидами и лицами с ОВЗ».

Мероприятие проходило в Иркутском техникуме архитектуры и строительства, на базе которого существует Ресурсный учебно-методический центр СПО Иркутской области.  Актуальность темы заседания методобъединения заинтересовала также педагогов-психологов общеобразовательных организаций, специальных (коррекционных) школ и школ-интернатов, мастеров производственного обучения, воспитателей.

Руководитель регионального методического объединения педагогов-психологов Бартанов Дмитрий Алексеевич, психолог Ангарского индустриального техникума, разъяснил основные положения профессионального стандарта педагога-психолога и возможности их применения. В течение двух часов участники мероприятия готовили и защищали проекты, знакомились с лучшими практиками проведения тренингов с обучающимися, устанавливали критерии оценки готовности педагогов к работе с инвалидами и лицами с ОВЗ. Современная система образования требует от любого педагога и воспитателя, работающего с особыми детьми, постоянного совершенствования знаний и компетенций. Чтобы соответствовать современным требованиям, сохранять уровень компетентности, необходимо регулярно повышать квалификацию.

Педагогические дебаты «Синтез учебной, производственной практик и трудоустройства инвалидов и лиц с ОВЗ»

Для обсуждения проблем взаимодействия профессиональных образовательных организаций и работодателей с целью трудоустройства инвалидов и лиц с ОВЗ организаторы предложили педагогические дебаты на тему: «Синтез учебной, производственной практик и трудоустройства инвалидов и лиц с ОВЗ». Полилог, возникший во время проведения дебатов, позволил представить масштабность  и значимость предложенной темы. Не секрет, что после окончания профессиональной образовательной организации выпускник с инвалидностью или ОВЗ не может трудоустроиться, работодатели таких выпускников не берут. Можно ли их переубедить? Существуют ли механизмы объединения усилий техникумов и колледжей, а также потенциальных работодателей по реализации гуманных ценностей общества в плане предоставления рабочих мест для особых людей?

Структура дебатов понятна многим: две команды выдвигали свои аргументы и контраргументы, чтобы убедить присутствующих в своей правоте. Во время дебатов по заявленной теме педагоги достойно выдержали предложенный модератором Сергеем Федоровичем Шмидтом, доцентом кафедры мировой истории и международных отношений исторического факультета ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», кандидатом исторических наук, мозговой штурм, смогли формулировать собственные позиции, совершенствовались в искусстве  аргументации. Проблемные тезисы, которые были заданы модератором, касались качества профессиональной подготовки лиц с инвалидностью и ОВЗ, особенностей организации практики для них на предприятиях разной формы собственности, возможностей индивидуальной траектории обучения. Было больше вопросов, чем ответов на представленные тезисы. Главное, педагоги болели за своих подопечных студентов с особенностями здоровья, они «боролись» за их профессиональное будущее.

 

Открытое заседание проблемной лаборатории по инклюзивному образованию: мастер-класс  для родителей, воспитывающих детей с инвалидностью и ОВЗ  «Радуйтесь успехам ребенка вместе с ним»

Проблема психолого-педагогического сопровождения, занятости и трудоустройства инвалидов/лиц с ОВЗ в современном обществе является актуальной и очень болезненной. Эти люди испытывают ряд трудностей в обучении, социализации, трудоустройстве по причине того, что часто их ограничивают в правах, делают недоступными некоторые виды работ из-за их физической неприспособленности к некоторым видам деятельности. Все это создает дополнительную напряженность в обществе, делает “ненужными” огромное количество людей.

Модератор четвертого мероприятия «Открытое заседание проблемной лаборатории по инклюзивному образованию: мастер-класс  для родителей, воспитывающих детей с инвалидностью и ОВЗ  «Радуйтесь успехам ребенка вместе с ним» Сокольникова Ольга Владимировна, руководитель лаборатории, старший методист центра инклюзивного образования и постинтернатного сопровождения Регионального института кадровой политики, поставила цель создать позитивную установку родителей на решение тех задач, которые родителям порой кажутся невыполнимыми или конфликтными. В заседании, состоявшемся на базе специализированной (коррекционной) школы № 10 г. Иркутска, принимали участие 45 родителей детей с инвалидностью и ОВЗ, обучающиеся в разных типах школ, профессиональных образовательных организаций. Они задали 33 вопроса в течение двух часов присутствующим специалистам по коррекционной психологии и педагогике, ПМПК, технологиям обучения и воспитания особых обучающихся, юристам, руководителям образовательных организаций и с большим интересом выслушали всех выступающих.

Проведение данного мероприятия показало значимость совместного взаимодействия педагогов и родителей для создания особым детям комфортного существования в обществе, были намечены пути дальнейшего взаимодействия, поддержки родителей, находящихся по тем или иным причинам в изоляции от общества и нуждающихся в особом сопровождении.