Размер шрифта: Цвета:

«Цифровая образовательная среда. Эффективные решения в системе СПО»

22 августа 2022

В рамках интерактива «Цифровая образовательная среда. Эффективные решения в системе СПО», который прошел 18 августа 2022 г., были представлены основные стратегические ориентиры развития цифровой образовательной среды в регионе. К мероприятию подключились более 90 педагогических работников профессиональных образовательных организаций Иркутской области и Забайкальского края.

Задачи по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в профессиональных образовательных организациях определены в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Главным здесь является создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.

В распоряжении правительства Иркутской области от 15 августа 2019г. №684-рп «О внедрении целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных  бразовательных организациях, расположенных на территории Иркутской области, в 2020-2024 годах (2 очередь) представлена информация о цифровой трансформации региональной системы образования.

Предлагаемая правительством модель цифровой трансформации направлена на обеспечение региональной системы образования ресурсами для дальнейшего роста и развития по направлениям:

  • оптимизация внутренних организационно-управленческих процессов образовательной организации посредством внедрения современных IT-технологий;
  • создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, предоставляющей доступ обучающимся, сотрудникам и педагогическим работникам общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций к функциональным возможностям открытых и общедоступных информационных ресурсов;
  • формирование цифровой грамотности участников образовательного процесса, проявляющейся в готовности к самостоятельному использованию цифровых инструментов для решения образовательных задач;
  • поэтапный переход к образовательному процессу, выстроенному вокруг гибких образовательных территорий;
  • полная ликвидация качественного разрыва между очным и дистанционным образовательными форматами.

Безусловно, формирование цифровой образовательной среды в каждой образовательной организации – процесс уникальный и должен учитывать множество факторов:

  • уровень сформированности ИКТ-компетенции педагогов ОО;
  • возможности внедрения информационных и коммуникационных технологий в практику преподавания всех учебных предметов;
  • возможности внедрения информационных и коммуникационных технологий в деятельность воспитательной службы ОО и служб сопровождения;
  • обеспеченность ОО необходимым оборудованием;
  • условия для практического применения компьютерной техники и иных цифровых инструментов всеми участниками образовательных отношений;
  • возможность открытого доступа к информационным каналам локальной внутренней сети, глобальной сети Интернет и к ресурсам медиатек;
  • непрерывность развития технической инфраструктуры цифровой образовательной среды.

Анализ результатов мониторинга инновационной деятельности профессиональных образовательных организаций Иркутской области, который проводился в марте 2022 года, показал, что из 56 профессиональных образовательных организаций Иркутской области, инновационную деятельность осуществляют 24 организации, из них:

  • федеральными экспериментальными площадками являются 24 учреждения, что составляет 43% от общего количества;
  • региональные площадки – 11 учреждений, 19% от общего количества;
  • 5 организаций являются инновационными площадками и регионального, и федерального уровней, что составляет 9% от общего количества.

В рамках диалога Елена Александровна Янина, заместитель директора Братского промышленного техникума, представила результаты деятельности педагогического коллектива по теме «Формирование цифрового комплекса на основе модели полного усвоения и блочно-модульного принципа построения». Елена Александровна совместно с коллегами продемонстрировала возможности платформы для онлайн-обучения Stepik. Презентация полученных результатов способствовала профессиональному диалогу и обсуждению российской платформы Stepik как альтернативы другим электронным ресурсам.

Наталья Серафимовна Долбилина, заместитель директора Иркутского гидрометеорологического техникума, продемонстрировала результаты экспериментальной площадки техникума по теме «Проектирование содержания онлайн-курсов на основе использования цифрового инструмента "фрейворк компетенций" LMS Moodle». В настоящее время LMS Moodle среди профессионального сообщества СПО является наиболее предпочитаемой платформой для онлайн-обучения. В ходе выступления Наталья Серафимовна на примере нескольких курсов раскрыла особенности и возможности использования цифрового инструмента "фрейворк компетенций". Большое количество вопросов и отзывов после выступления подтвердили актуальность вопроса.

Главный специалист отдела сопровождения инновационных проектов профессионального образования ФГБОУ ДПО ИРПО Роман Витальевич Васильев представил проект «Цифровой образовательный контент: перспективы развития и возможности для учреждений СПО». Презентация вызвала много вопросов о возможностях участия в проекте преподавателей ПОО, а также о защите персональных данных подключившихся слушателей.

Анализ результатов рефлексии, проведенной с использованием сервиса Академии Минпросвещения России «Опросникум», показал, что 97% участников интерактива отметили актуальность и важность полученной информации.

В ходе интерактива были использованы электронные ресурсы:

  • Опросникум (анкетирование и рефлексия);
  • Конструктор ребусов;
  • ГуглФормы;
  • QR-коды;
  • платформы для онлайн-обучения Stepik и LMS Moodle.

Завершилось мероприятие факультета развития кадрового потенциала СПО роликом-зарисовкой.