Размер шрифта: Цвета:

Международная конференция «Профессиональное развитие педагогических кадров системы профессионального образования и обучения»

4 октября 2018

В период с 26 по 27 сентября 2018 года в городе Москве прошла международная конференция «Профессиональное развитие педагогических кадров системы профессионального образования и обучения».

Первый день конференции проходил на территории Посольства Федеральной Республики Германия в Москве на тему «Задачи, положение и роль наставников в системе дуального профессионального образования» основные вопросы которые были рассмотрены участниками конференции:

- «Международная перспектива дуального обучения» в ходе докладов были представлены нормативные документы по организации и реализации дуального обучения в Германии, Австрии, Швейцарии. А также в ходе дискуссии обсуждались вопросы: Кто может работать наставником? Что представляет собой профессиональная подготовка наставников? Как осуществлять сопровождение и координацию работы наставника на предприятии? Как оценивается качество работы наставника и как выглядит система поощрения? Очень интересными были выступления Ханны Кресс (федеральный институт профессионального образования BIBB – Германия) представившей модель организации дуального обучения в образовательной организации и на предприятии, Рудольфа Лукавски (торговый советник Посольства Австрии в Москве) представившего модель взаимодействия наставника на производстве и образовательной организации, Александра Зигенхальтера (заместителя руководителя отдела по экономическим вопросам, финансам и науке Посольства Швейцарии в Москве) представившего способы оценки качества работы наставника с обучающимся, листы профессиональной оценки деятельности обучающегося.

- «Национальная перспектива дуального обучения» в ходе докладов и дискуссий были рассмотрены вопросы: Роль и положение наставников, возможные задачи и потенциальные развития, законодательные рамки и реальность. С докладами выступали представители крупных предприятий России об обучении не только наставников от производства педагогическим азам, но и обучении руководителей образовательной организации на предприятии, перспективах руководителя обучения (наставника) на предприятии и в учебном заведении, значение органов управления разного уровня в развитии дуального образования и обучения.

- «Наставники на предприятии» в ходе докладов и дискуссий были рассмотрены вопросы, связанные с процедурами поиска кандидатов на должность наставников с учетом мотивации будущих студентов и потребностей предприятия, профессиональные требования и педагогические квалификации, которыми должны обладать будущие наставники и каким образом можно их получить или развить. По этим вопросам с докладами выступали руководители корпоративных учебных центров по системе дуального обучения на предприятиях России и Германии.

Второй день конференции проходил в форме круглого стола в Федеральном институте развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской на тему «Профессиональное развитие педагогических кадров системы профессионального образования и обучения» в первой части с докладами выступили представители Посольства ФРГ в Москве (о значимости качественной подготовки педагогических кадров в системе профессионального образования), Академии Ворлдскиллс (об опыте повышения квалификации для мастеров производственного обучения в соответствии с международными требованиями), Национального агентства развития квалификаций (об опыте Базового центра подготовки кадров НАРК по стажировке педагогических работников в соответствии с требованиями профессиональных стандартов). Во второй части был представлен опыт профессиональных образовательных организации России по внедрению и реализации модели дуального образования и обучения. Очень интересными были представленные наработки образовательных организаций из «Екатеринбургского экономико-технологического колледжа», «Ивановского колледжа сферы услуг», а также Российско-Германской внешнеторговой палаты.

Иркутскую область представляли две профессиональные образовательные организации: ГБПОУ ИО «Иркутский техникум транспорта и строительства», представившие опыт взаимодействия с Восточно-Сибирской железной дорогой филиала ОАО «РЖД» по организации практики на предприятиях железной дороги, о совместной деятельности по модернизации рабочих программ, о возникающих проблемах и путях их решения. Методист ГБПОУ ИО ИТТриС Решетникова Елена Юрьевна поделилась опытом работы по проблеме наставничества на производстве.  Она рассказала о мероприятиях техникума, которые проходят под общим названием «С наставниками рядом» и сегодня стали его брендом. Внимание участников конференции привлекли организация и проведение круглых столов с работодателями по вопросам исследовательской и проектной деятельности обучающихся, участие работодателей в международной научно-практической конференции «Молодежь. Образование. Общество». Говоря о конкретных шагах по формированию наставничества на производстве, Елена Юрьевна особо отметила этап формирования нормативной базы сотрудничества и представила положение о наставничестве на производстве как внутренний локальный акт, регулирующий даны вид совместной с работодателями деятельности.  ГБПОУ ИО «Зиминский железнодорожный техникум» совместно с работодателем от ВСЖД филиала ОАО «РЖД» представили свою модель взаимодействия и реализации модели дуального обучения, через практико-ориентированную модель подготовки квалифицированных рабочих кадров для железнодорожных предприятий горда Зимы и области. Оксана Викторовна Бекетова, зам.директора по УПР, рассказала об апробации механизмов организации и проведения учебной практики на железнодорожных предприятиях города, познакомила с программой «Школа наставника», для работников, выполняющих роль наставников на производстве при реализации основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования. Виталий Михайлович Мальцев, заместитель начальника по кадрам и социальным вопросам Эксплуатационного локомотивного депо Зима структурного подразделения Восточно-Сибирской дирекции тяги структурного подразделения Дирекции тяги филиала ОАО «РЖД», рассказал о созданной эффективной системе адаптации и наставничества, которая способствует закреплению на предприятии молодых сотрудников и вовлечению их в производственную деятельность в депо. Обратил внимание на подбор наставников с учетом психологической совместимости работников. Обратил внимание на необходимость поощрения наставников как материальными, так и нематериальными мерами мотивации. Также отметил о том, что система наставничества и адаптации формирует доверительные отношения между наставником и стажером, когда наставник заставляет поверить сотрудника в свои силы и успех, когда наставник передает свои знания.  И эта система отношений позволяет в короткие сроки получить мотивированных сотрудников, работающих в соответствии не только со своими личными целями, но и с задачами компании ОАО «РЖД».

По результатам участия в международной конференции всем участникам были вручены именные сертификаты.

Материалы конференции размещены на сайте ФИРО